Этот вариант подходит в ситуациях, когда человек испытывает сильное блокирующее переживание в каком-то контексте: горе, злость, страх, неразделённую любовь, обиду... И пока человек от этого переживания не избавится, он практически не способен думать о чём-то другом в данной ситуации. Задача здесь сначала убрать или ослабить это переживание, а потому уже можно исследовать и разобраться с тем, что осталось (если осталось).

По общему принципу здесь будет так: вы выбираете метафорой этой эмоции какой-то объект, а потом от него символически отказываетесь. При чём процесс отказа желательно чтобы был достаточно кинестетическим и с выплеском эмоций. Например:

  • рисуете злость на листе бумаге, потом бумагу с наслаждением рвёте, а обрывки выбрасываете в помойку;
  • лепите обиду из глины, получившиеся эмоционально растаптываете и выкидываете;
  • говорите себе, что вот эта старая футболка обозначает обиду, футболку режете и рвёте, остатки торжественно сжигаете на костре.

По шагам

1. С чем работаем

Определите мешающее вам в каком-то контексте переживание и с которым вы готовы расстаться. Это может быть обида, сожаление, страх, ненависть, горе, раскаяние, раздражение, привязанность и так далее. При этом проблема чаще не в том, что это переживание возникло, а в том, что вы в нём «застряли».

2. Смысл эмоции

Найдите, о чём вам эта эмоция сообщает и её позитивное намерение. Например:

  • обида сообщает, что ваши ожидания необоснованно нарушены (отстаивание собственных границ);
  • вина - признание нарушения вами важных общественных ценностей (безопасность);
  • горе - о важности потери (важность отношений);
  • страх - о возможной проблеме в будущем (возможность подготовиться);
  • ненависть - о том, что человек нарушил ваши важные ценности (справедливость).

3. Экологическая проверка

Действительно ли вы готовы отказаться от этой эмоции в этой ситуации? Что вы потеряете, если откажетесь от неё? Приемлема ли для вас эта потеря? Если да – то дальше. Если нет – то значит вам нужен другой способ изменения.

4. Метафора

Теперь вам собственно нужно создать метафору этой эмоции. Желательно чтобы это было что-то вещественное, а не мысленный образ. Например:

  • нарисовать эту эмоцию - при чём эмоционально и вкладывая всю эмоцию в рисунок;
  • вылепить эту эмоции из глины;
  • выложить из камней;
  • связать из обрывков тряпок или верёвок;
  • надуть воздушный шарик.

Так же можно просто взять что-то - тряпку, камень, коробку, футболку - и назначить этой эмоцией, хотя такой вариант чуть хуже.

5. Отказ

Теперь вы символически от этого объекта отказываетесь - рвёте, сжигаете, разрушаете и выкидываете.

  • рисунок - с наслаждением рвёте и выкидываете в мусорное ведро;
  • фигуру из глины растаптываете и выкидываете;
  • конструкцию из камней разрушаете, а камни раскидываете;
  • связанное из обрывков тряпок рвёте, режете и выбрасываете;
  • воздушный шарик лопаете;
  • старую футболку сжигаете на костре.

6. Проверка

Вспомните ситуацию, которая вызывала у вас эту эмоцию. Исчезла эта эмоция или просто снизилась её интенсивность?

7. Дальнейшие шаги

В большинстве случаев после «разрушения преграды» всё-таки стоит проработать ситуацию, которая эту эмоцию вызывала. Особенно, если эмоция не исчезла полностью, а только уменьшилась. Так что подумайте, хотите ли вы что-то менять дальше и если да - то что именно?

Техника «Отказ»

Пример техники для разрушения преграды - техника «Отказ» из «Интегральной графики».

1. С чем работаем

Первое, с чем можно работать этой техникой – это необоснованные претензии: требования к себе, миру, другим людям, чтобы они поступали по-другому. Толку от этих претензий никакого, так как мы не можем контролировать все вещи в мире. Особенно бестолковы претензии к чему-то в прошлом – событие уже произошло и его не изменишь. Но можно изменить отношение к этому событию! «Мой отец был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить - стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал.» Так же можно работать с нежелательными эмоциями: страхами, опасениями, раздражением и т.д. - Я очень боюсь пауков. - Если кто-то не приходит вовремя, я страшно волнуюсь и раздражаюсь. В принципе, ещё можно работать с нежелательным поведением. Хотя поведение обычно лучше всё-таки трансформировать, а не просто от него отказываться.

2. Экологическая проверка

Что вы потеряете, если откажетесь от этого? Приемлема ли для вас эта потеря? Если да – то дальше. Если нет – то значит вам нужен другой способ изменения.

3. Сюр отказа

Ну, если готовы, то вперёд. Берёте лист бумаги и всё то, что накопилось, на него и «изливаете». Лист обычно требуется большой – А4 или А3. Можно взять большой, очень чёрный фломастер. Но также идут в ход и другие маложизнерадостные цвета: коричневый, тёмно-синий, темно-серый, красный. Ну, у каждого свои цвета для претензий.

А дальше – бумага в вашем полном распоряжении. Сосредоточьтесь на претензии, состоянии, эмоции – и на бумагу её. Пусть вот она вся в этот рисунок и уйдёт. Со скрипом фломастера, резкими движениями и тяжелым дыханием. Пропустите через себя – и на бумагу. При этом старайтесь прожить эти эмоции достаточно полно, если карандаш скрипит и почти рвет бумагу – это прекрасно!

Называть умными словами то, что вы рисуете, совершенно не обязательно. Достаточно прочувствовать и представить. Вообще, когда рисуете, чем меньше внутренних слов, тем лучше. Просто рисуйте.

4. Отказ

Ну, а когда эмоция вся перешла на бумагу (если одного листа мало – можно взять и ещё) , приближается самая сладкая и упоительная часть данной техники. Надо всё это изничтожить. Со страшным треском порвать на мелкие кусочки. И вынести на помойку. Можно также сжечь, а пепел спустить в унитаз. Возможны комбинации: порвать на мелкие кусочки и спустить в унитаз. Или пепел высыпать в помойное ведро. А можно сначала порвать, потом сжечь, а потом утопить в унитазе. Короче, символический акт уничтожения.

5. Проверка

Вспомните человека, ситуацию, с которыми вы работали, и определите, что изменилось. Обычно отношение становится более нейтральным, спокойным.

img

 

Техника «Избавление от взаимозависимости»

Ещё одна техника, из книги Стив Андреас, Коннира Андреас "Сердце разума". Здесь чуть другой вариант - метафора эмоции мысленная и не просто избавление от образа, а его некоторая модификация. Это я к тому, что есть варианты.

Найдите спокойное уединенное место, где вы сможете погрузиться в себя на 15 - 20 минут, чтобы пройти через данный процесс.

  1. Определите другого человека. Представьте того, от кого вы, по вашему мнению, зависимы или кем переполнены все ваши чувства. Большинство людей представят родственника или возлюбленного.
  2. Почувствуйте, что вы связаны с этим человеком. Представьте, что этот человек стоит рядом с вами. Если вы не видите внутренние образы, просто "почувствуйте" или сделайте вид, что это происходит. Обойдите вокруг этого человека. Обратите внимание на то, как он выглядит. Притроньтесь к нему, чтобы почувствовать, какой он, проанализируйте, что вы ощущаете, находясь рядом с ним. Особенно обратите внимание на чувство полной связи с этим человеком. Теперь обратите внимание на то, что дает вам чувство связанности с ним. Может быть, у вас возникает чувство, что вы связаны с ним физически? Может быть, это непосредственная связь между вашими телами, а может быть, вы соединены с помощью нитей или еще как-нибудь? Обратите внимание на то, где происходит соединение. Многие люди ощущают эту связь в области желудка, груди или паха. Полностью ощутите эту связь, проанализируйте, как она выглядит и что вы при этом ощущаете.
  3. Временная независимость. А теперь постарайтесь порвать эту связь хотя бы на мгновение. Что вы при этом почувствуете? Вы можете сделать это, если представите, что ваша рука стала острой, как бритва, и вы перерезаете или рвете связывающую вас нить... Большинство людей чувствуют себя при этом очень неуютно. Это означает, что данная связь играла в их жизни какую-то важную роль. На данном этапе вам еще не следует действительно рвать эту связь, так как вы еще не нашли ей серьезную замену.
  4. Найдите позитивную цель. Спросите себя, "что я действительно хочу от этого человека, это способно принести мне удовлетворение?"... Затем спросите: "А какую пользу это способно принести мне?" Продолжайте задавать себе этот вопрос до тех пор, пока вы не дойдете до самой сути ответа. Это могут быть уверенность, безопасность, защита, любовь или чувство собственного достоинства...
  5. Развивайте ваше эволюционирующее "я". А сейчас повернитесь вправо (некоторые люди предпочтут повернуться влево) и создайте полный трехмерный образ себя, превзошедшего ваш существующий уровень. Это тот же вы, но обогнавший вас в развитии. Он способен разрешать проблемы, с которыми вы столкнулись в данный момент. Он любит и ценит вас, он стремится воспитать и защитить вас. Он может дать вам то, к чему, как мы выяснили на четвертом этапе, вы действительно стремитесь. Вы можете обратить внимание на то, как он движется, какое у него выражение лица, как звучит его голос, вы можете прикоснуться к нему, чтобы почувствовать, какой он, этот ваш более опытный двойник. Если вы не можете увидеть себя, постарайтесь почувствовать это. Некоторые люди ощущают тепло или видят свет, окружающий этого более находчивого двойника.
  6. Трансформируйте связь с другим человеком в связь с собственным "я". Вновь обратитесь к тому человеку, с которым вы связаны. Увидьте и почувствуйте существующую между вами связь. После этого быстро порвите то, что вас связывает и немедленно соединитесь со своим эволюционирующим "я". При этом новая связь должна выглядеть точно так же, как и предыдущая. Насладитесь возникшим у вас чувством зависимости от того, на кого вы всегда можете положиться: самого себя. Поблагодарите это ваше "я" за то, что оно здесь, рядом с вами. Отныне у вас есть компаньон, который поведет вас за собой в будущее, прокладывая вам дорогу и охраняя вас.
  7. Уважение к другому человеку. Оглянитесь на человека, с которым вы были связаны. Обратите внимание на оборванные нити, соединявшие вас. Убедитесь, что у этого человека есть возможность восстановить оборванную связь, присоединив ее к себе самому. Если нить, соединявшая вас, исходила у него из пупка, посмотрите, как она возвращается к нему в сердце. Если между вами не существовало таких связующих нитей, то представьте, что этот человек соединяется со своим собственным эволюционирующим "я" точно так же, как это только что произошло с вами. Увиденное позволит вам почувствовать, что этот человек также выиграл от происшедшего, так как он приобрел большее чувство собственной личности. Почувствуйте, как выиграли от случившегося ваши с ним отношения.
  8. Усиление вашей связи с собственным "я". А теперь вновь вернитесь к своему эволюционирующему "я", с которым вы отныне связаны. Войдите в него и оттуда посмотрите на себя. Почувствуйте, что значит стать изобретательным, принадлежащим самому себе. После того как вы полностью насладитесь новым ощущением, вернитесь на свое прежнее место, сохранив в себе это чувство.
  9. Перенесение в будущее. Обратите внимание на то, что изменится, если вы представите, что отныне вы связаны с людьми на более солидном основании. Представьте, что вы отправляетесь в будущее, имея в качестве компаньона свое новое эволюционирующее "я". Вы можете почувствовать как это эволюционирующее "я" справляется с теми трудностями, которые возникают у вас на пути.

В этом нет никакой магии, но в этом есть большая сила. После семинаров Роберт получил множество положительных отзывов от людей, участвовавших в его работе. Женщина, которая ощущала, что связана со своим мужем нитью, идущей от сердца к сердцу, рассказала: "Жизнь моя сильно изменилась. Я больше уже не нуждаюсь в своем муже. До этого, стоило ему исчезнуть на некоторое время, как я испытывала чувство покинутости. Теперь мое сердце переполнено любовью, а раньше оно болело от того, что муж вынужден был куда-либо уйти. Я автоматически вижу свое сияющее "я". Оно приходит ко мне само собой, стоит мне только вновь почувствовать зависимость от мужа".

Бекки была связана со своей матерью. Ей казалось, что соединяющая их нить шла через левую половину, сквозь спину, вдоль позвоночника. Нить была связана с телом матери точно так же. Затем Бекки заметила, что подобная связь шла и от ее матери к бабушке, от бабушки к прабабушке и т.д. Бекки называла это "мукой быть женщиной".

- Данный процесс очень помог мне, - сообщила Беки. - Проблемы не исчезли, но отныне у меня есть выбор. Эта модель не является чем-то магическим, она не свалилась с неба. Я должна отвечать за себя ежедневно. Все женщины в нашем роду страдали от болезни спины, эта болезнь не обошла и меня. Когда я заметила это, я сказала себе: "На мне это должно закончиться".

Процесс, описанный в этой главе, помогает нам приобрести ценную способность стоять на своих собственных ногах и дает нам ощущение собственной личности. Это вовсе не означает, что мы тем самым учимся быть в одиночестве. Благодаря данному процессу мы приобретаем способность жить среди других людей, уважая при этом и их и себя.

Упражнения

Намерение эмоции

Определите, о чём в различных контекстах вам сообщают различные эмоции (не только отрицательные) и их позитивное намерение. Например:

  • восхищение – человек сделал что-то очень важное и хорошее (одобрение);

  • гнев - кто-то нарушил мои важные ценности (защита границ);

  • грусть - не удовлетворены потребности (удовлетворение);

  • интерес - возможность получения полезной информации (новые знания).

Метафора эмоции

Выберите 5-7 сильных эмоций в различных ситуациях и подумайте, что могло бы быть метафорой для каждой из них. При чём представляйте максимально конкретно - какой конкретно рисунок, какого размера и цвета шарик, какая фигурка из глины. Например:

  • чувство собственной важности - круглый воздушный шарик синего цвета около полуметра диаметром;

  • злость - рисунок на листе А4, чёрно-красная клякса;

  • радость - жёлтая резиновая уточка для ванны.

Какие эмоции являются преградами

Найдите 3-5 эмоций, которые являются преградами в каких-то контекстах.

Курс:: Проективные метафоры: Правила

Курс:: Проективные метафоры: Типы проблем