Тренинг "Мастерство Коммуникации"

Критерий

Критерии - это стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения.

Критерии – это способ измерения реализации ценностей. Ценности - это обобщения внутреннего мира, они достаточно абстрактны. Для того, чтобы определить степень реализации ценности нужен определённый инструмент. Им как раз и являются критерии. Они связываются с ценностью при помощи убеждения о значении. Собственно именно поэтому смысл события обычно намного важнее самого события.

Критерием может быть как реализация ценности низшего уровня, так и наблюдаемое событие. В последнем случае говорят о сенсорных критериях.

Сенсорные критерии - это всегда то, что можно пощупать, увидеть, услышать, измерить – 2 килограмма яблок, 47 сантиметров, 4 раза в день, крик вот такой громкости…

- Нормальная зарплата для меня – это когда получается не менее 200 долларов в месяц.
То есть ценность – "хорошая зарплата", а критерий "200 долларов в месяц".

Не всегда "хорошая зарплата" – это конкретная сумма. Иногда это "если я могу позволить себе каждый месяц покупать хороший костюм" или "если моя зарплата не менее чем в 4 раза выше зарплаты машиниста метро".

Но человек пользуется ещё и другими критериями – удовлетворёнными ценностями. Ведь слышали фразу, типа:

- Счастье – это когда тебя любят, ценят и заботятся.
В этой фразе ценность счастье определяется при помощи "суммы" трех критериев (любят, ценят, заботятся), но среди них нет ни одного сенсорного. Эти критерии внутренние (обычно о них и говорят просто как о критериях) и они сообщают только о том, что ценности более нижнего уровня иерархии удовлетворены. Соответственно, для этих ценностей тоже можно выяснить критерии, и продолжая эту цепочку получить список сенсорных критериев. Например:

Счастье = любят + ценят + заботятся.
Любят = проявляют внимание + помогают + помнят.
Помнят = делают подарки на праздники + регулярно звонят.
Регулярно звонят = звонят не реже раза в месяц (сенсорный).

Если простраивать всю систему, то получится такое бо-о-льшое ветвистое дерево.

Критерии работают по принципу "включено – выключено".

Если получаю больше 200 долларов – зарплата нормальная, если только 199 – то нет. Иногда для определения одной ценности может быть несколько одновременно выполняемых критериев:
- Хорошая работа – это зарплата не менее 400 долларов и чтобы добираться не более часа.
Если один из этих критериев не выполняется (зарплата меньше 400 долларов и добираться больше часа), то считается, что работа плохая.

Естественно, может быть выполнение условия по принципу «или – или»:
- Для меня хорошая работа – это или большая зарплата, или интересно.
Так как человек ориентируется на реализацию своих собственных ценностей по критериям, то от правильного определения критерия зависит реальное достижение целей. 

Поделиться