Очень условно цели провокативного воздействия можно разделить на мотивацию и терапию. При мотивации главным фокусом становится совершение какого-то конкретного действия, а терапия нацелена на стабильное изменение.
Ещё раз — это деление очень условное.
Инструментарий в обоих случаях тот же самый,
отличается только цель.
Провокативную мотивацию можно применять, например, чтобы :
- подчинённый закончил доклад к вечеру;
- ребёнок сделал домашнее задание;
- муж вынес ведро;
- жена быстрее оделась.
И прочее в том же духе.
А вот если нужно «изменить отношение к домашней работе», «всё делать быстрее», «бросить курить» или «найти смысл жизни» - это уже скорее терапия.
И главное.
При провокативной мотивации мы присоединяемся к нежелательному поведению клиента так, чтобы вызвать отторжение этого поведения.
То есть наша цель сделать так, чтобы Клиент сам начал себя мотивировать и «сопротивляться» нежелательному поведению.
Демонстрация
Воображаемая демонстрация провокативной мотивации с объяснением действий Оператора. Помните, важно не только, какие инструменты использовать, но и зачем.
Для демонстрации мне нужен человек, которого нужно замотивировать. Вставать по утрам, ходить на фитнес ...
Да, мне нужно написать диплом.
Хорошо, Сергей. Расскажи поподробнее.
Мне нужно написать диплом. Но я никак за него не сяду.
У тебя нет места, где писать?
[ Предлагается вариант описания проблемы подходящий формально, но не подходящий по смыслу. Цель — смотивировать клиента дать больше информации. ]
Место есть, но я не могу себя заставить.
Попроси кого-нибудь тебя выпороть…
[ Аналогично предыдущему пункту — продолжаем уточнять. ]
Это метод проверенный веками — ещё фараоны пороли нерадивых подданных и рабов.
[ Абсурдное обоснование предложенного варианта. Для «расшатывания» позиции клиента и создания замешательства. ]
Хотелось бы что-нибудь менее радикальное.
Лёгкий удар элетрошокером. И следов практически не останется.
[ Аналогично предыдущим пунктам — продолжаем уточнять. ]
Я хотел бы сам себя смотивировать.
Ты можешь сам себя себя ударить. Током, я имею в виду.
[ Аналогично предыдущим пунктам. ]
Хотелось бы без насилия. Психологически.
То есть ты хочешь, чтобы кто-то тебя загипнотизировал и приказал написать диплом?
[ Очередной вариант неподходящего решения. ]
Обратись к цыганкам. Они хороши в этом — загипнотизировать, заболтать. Приказывать написать диплом они не будут, а вот заставить тебя отдать деньги — запросто.
[ Абсурдное уточнение варианта. Цель — помочь клиенту выйти за границы ограничений и создание транса через замешательство. ]
Я хотел бы сам.
Сам себя загипнотизировать? Это не сложно. (Нарочито гипнотическим голосом) Сейчас ты сам погрузишь себя в транс…
[ Демонстрация неподходящего решения. ]
Нет, сам себя заставить.
Ну может ты просто крайне свободолюбивый человек — ты принципиально против того, чтобы тебя заставляли.
[ Предложение неподходящего позитивного намерения нежелательного поведения. ]
Даже ты сам. Герой классической русской литературы: Базаров, Остап Бендер, Обломов. Обломов больше всего подходит — этакий буддист, созерцатель природы.
[ Примеры людей, явно не подходящих под «образец поведения». Цель — связать с нежелательным поведением неподходящее намерение и людей. ]
Да, я ленюсь начать писать диплом. И хочу справиться с этой ленью.
Знаешь такой мем: «Лень — то психосоматический признак исправности выработанного за годы эволюции механизма интуитивного распознавания бессмысленности выполняемой работы». Просто ты уже понимаешь всю бессмысленность и бесперспективность заставить себя писать что-то столь бесполезное, как диплом.
[ Неприемлемое обоснование нежелательного поведения. ]
Но мне его нужно написать!
Просто прими себя!
[ Пафосная фраза. ]
Да, вот ты такой — человек, свободный от ограничений общества. Без диплома, этой совершенно бесполезной бумажки. Борец с мещанскими традициями! Лень — это просто твой способ борьбы.
[ Нарочито гротескное обоснование нежелательного поведения. ]
Я не хочу ни с чем бороться — я хочу написать диплом.
Ну ты же себе представляешь, сколько это работы!? Сто, а то и двести страниц надо будет напечатать! Это же целая книга — ты же не писатель. Не всем дано уметь писать так много.
[ Гротескное описание сложности процесса достижения цели. Для уменьшения «сложности» процесса. ]
Семьдесят пять страниц минимум.
Это тоже не мало — целых семьдесят пять страниц! «А» четыре.
[ Аналогично предыдущему пункту. ]
Ну кто-то наверно сможет, но не ты. Ты не такой.
[ Провокативная мотивация. ]
Да смогу я столько написать.
Зачем? Ну не будет у тебя диплома и высшего образования. Так и так — работа в Макдональдсе. (подражая кассиру) «Свободна касса...»
[ Описание последствий нежелательного поведения. Провокативная мотивация. ]
Я не буду работать в Макдональдсе!
Ну в БургерКинг. Или в «Ёлки-палки». Там тоже нужны кассиры. Или мальчики для мытья посуды. Тем более это отечественная компания — ты покажешь себя, как настоящий патриот. «Он мог бы получить высшее образование, но он пошёл на простую физическую работу!» Тем более еда бесплатная — там же остаётся, салаты там, котлеты недоеденные.
[ «Позитивное» описание последствий с опорой на неподходящие ценности. Цель — создать «ощутимое» представление нежелательного поведения. ]
Я собираюсь учиться дальше.
Зачем? Ты же даже диплом не можешь написать. Не твоё это.
[ Пафосная фраза. ]
Не все могут себя заставить делать интеллектуальную работу — да и посудомойки и официанты нужны. Не обязательно учиться шесть лет, чтобы это понять. Достаточно … сколько ты уже отучился?
[ Неприемлемое обоснование нежелательного поведения. Неподходящие ценности. ]
Четыре года.
Вот, четыре года.
Да могу я написать этот диплом.
Ой, это тебе сейчас так кажется. А как только сядешь за компьютер — игрушки, соцсети, (шепчет на ухо) порнушка. Ну ты понимаешь. В мире есть столько интересного и занимательного.
[ Аналогично предыдущему пункту. ]
Надо просто отказаться от иллюзий.
[ Пафосная фраза. ]
(смеётся) Да, надо отказаться от иллюзий.
(меняет состояние) Хорошо, что ты сейчас думаешь о том, чтобы написать диплом?
[ Перевод клиента в другое состояние. ]
Нормально. Исчезло это чувство нежелания — просто надо сделать.
И ты сделаешь?
[ Осознание результата. ]
Да конечно.
Хорошо, спасибо.