Очень условно цели провокативного воздействия можно разделить на мотивацию и терапию. При мотивации главным фокусом становится совершение какого-то конкретного действия, а терапия нацелена на стабильное изменение.

Ещё раз — это деление очень условное.

Инструментарий в обоих случаях тот же самый,

отличается только цель.

 

Провокативную мотивацию можно применять, например, чтобы :

  • подчинённый закончил доклад к вечеру;
  • ребёнок сделал домашнее задание;
  • муж вынес ведро;
  • жена быстрее оделась.

И прочее в том же духе.

А вот если нужно «изменить отношение к домашней работе», «всё делать быстрее», «бросить курить» или «найти смысл жизни» - это уже скорее терапия.

И главное.

При провокативной мотивации мы присоединяемся к нежелательному поведению клиента так, чтобы вызвать отторжение этого поведения.

То есть наша цель сделать так, чтобы Клиент сам начал себя мотивировать и «сопротивляться» нежелательному поведению.

Демонстрация

Воображаемая демонстрация провокативной мотивации с объяснением действий Оператора. Помните, важно не только, какие инструменты использовать, но и зачем.

Для демонстрации мне нужен человек, которого нужно замотивировать. Вставать по утрам, ходить на фитнес ...

Да, мне нужно написать диплом.

Хорошо, Сергей. Расскажи поподробнее.

Мне нужно написать диплом. Но я никак за него не сяду.

У тебя нет места, где писать?

[ Предлагается вариант описания проблемы подходящий формально, но не подходящий по смыслу. Цель — смотивировать клиента дать больше информации. ]

Место есть, но я не могу себя заставить.

Попроси кого-нибудь тебя выпороть…

[ Аналогично предыдущему пункту — продолжаем уточнять. ]

Это метод проверенный веками — ещё фараоны пороли нерадивых подданных и рабов.

[ Абсурдное обоснование предложенного варианта. Для «расшатывания» позиции клиента и создания замешательства. ]

Хотелось бы что-нибудь менее радикальное.

Лёгкий удар элетрошокером. И следов практически не останется.

[ Аналогично предыдущим пунктам — продолжаем уточнять. ]

Я хотел бы сам себя смотивировать.

Ты можешь сам себя себя ударить. Током, я имею в виду.

[ Аналогично предыдущим пунктам. ]

Хотелось бы без насилия. Психологически.

То есть ты хочешь, чтобы кто-то тебя загипнотизировал и приказал написать диплом?

[ Очередной вариант неподходящего решения. ]

Обратись к цыганкам. Они хороши в этом — загипнотизировать, заболтать. Приказывать написать диплом они не будут, а вот заставить тебя отдать деньги — запросто.

[ Абсурдное уточнение варианта. Цель — помочь клиенту выйти за границы ограничений и создание транса через замешательство. ]

Я хотел бы сам.

Сам себя загипнотизировать? Это не сложно. (Нарочито гипнотическим голосом) Сейчас ты сам погрузишь себя в транс…

[ Демонстрация неподходящего решения. ]

Нет, сам себя заставить.

Ну может ты просто крайне свободолюбивый человек — ты принципиально против того, чтобы тебя заставляли.

[ Предложение неподходящего позитивного намерения нежелательного поведения. ]

Даже ты сам. Герой классической русской литературы: Базаров, Остап Бендер, Обломов. Обломов больше всего подходит — этакий буддист, созерцатель природы.

[ Примеры людей, явно не подходящих под «образец поведения». Цель — связать с нежелательным поведением неподходящее намерение и людей. ]

Да, я ленюсь начать писать диплом. И хочу справиться с этой ленью.

Знаешь такой мем: «Лень — то психосоматический признак исправности выработанного за годы эволюции механизма интуитивного распознавания бессмысленности выполняемой работы». Просто ты уже понимаешь всю бессмысленность и бесперспективность заставить себя писать что-то столь бесполезное, как диплом.

[ Неприемлемое обоснование нежелательного поведения. ]

Но мне его нужно написать!

Просто прими себя!

[ Пафосная фраза. ]

Да, вот ты такой — человек, свободный от ограничений общества. Без диплома, этой совершенно бесполезной бумажки. Борец с мещанскими традициями! Лень — это просто твой способ борьбы.

[ Нарочито гротескное обоснование нежелательного поведения. ]

Я не хочу ни с чем бороться — я хочу написать диплом.

Ну ты же себе представляешь, сколько это работы!? Сто, а то и двести страниц надо будет напечатать! Это же целая книга — ты же не писатель. Не всем дано уметь писать так много.

[ Гротескное описание сложности процесса достижения цели. Для уменьшения «сложности» процесса. ]

Семьдесят пять страниц минимум.

Это тоже не мало — целых семьдесят пять страниц! «А» четыре.

[ Аналогично предыдущему пункту. ]

Ну кто-то наверно сможет, но не ты. Ты не такой.

[ Провокативная мотивация. ]

Да смогу я столько написать.

Зачем? Ну не будет у тебя диплома и высшего образования. Так и так — работа в Макдональдсе. (подражая кассиру) «Свободна касса...»

[ Описание последствий нежелательного поведения. Провокативная мотивация. ]

Я не буду работать в Макдональдсе!

Ну в БургерКинг. Или в «Ёлки-палки». Там тоже нужны кассиры. Или мальчики для мытья посуды. Тем более это отечественная компания — ты покажешь себя, как настоящий патриот. «Он мог бы получить высшее образование, но он пошёл на простую физическую работу!» Тем более еда бесплатная — там же остаётся, салаты там, котлеты недоеденные.

[ «Позитивное» описание последствий с опорой на неподходящие ценности. Цель — создать «ощутимое» представление нежелательного поведения. ]

Я собираюсь учиться дальше.

Зачем? Ты же даже диплом не можешь написать. Не твоё это.

[ Пафосная фраза. ]

Не все могут себя заставить делать интеллектуальную работу — да и посудомойки и официанты нужны. Не обязательно учиться шесть лет, чтобы это понять. Достаточно … сколько ты уже отучился?

[ Неприемлемое обоснование нежелательного поведения. Неподходящие ценности. ]

Четыре года.

Вот, четыре года.

Да могу я написать этот диплом.

Ой, это тебе сейчас так кажется. А как только сядешь за компьютер — игрушки, соцсети, (шепчет на ухо) порнушка. Ну ты понимаешь. В мире есть столько интересного и занимательного.

[ Аналогично предыдущему пункту. ]

Надо просто отказаться от иллюзий.

[ Пафосная фраза. ]

(смеётся) Да, надо отказаться от иллюзий.

(меняет состояние) Хорошо, что ты сейчас думаешь о том, чтобы написать диплом?

[ Перевод клиента в другое состояние. ]

Нормально. Исчезло это чувство нежелания — просто надо сделать.

И ты сделаешь?

[ Осознание результата. ]

Да конечно.

Хорошо, спасибо.