Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Оглавление

НЛП изначально позиционировалось как «искусство моделирования мастерства». В том числе и в контексте изменения и терапии. Собственно в этом контексте НЛП предлагает довольно большое количество техник - пошагово описанных процедур достижения нужного результата. Техник в НЛП уже очень много и постоянно появляются новые. Что, приятно.

Но одновременно с этим хотелось бы иметь модель создания этих самых техник - если их кто-то создаёт, значит у него есть это самое умение, мастерство. Так что имею честь предложить вам этакий конструктор:

модель конструирования техник НЛП.
Модель предназначена для людей уже разбирающихся в НЛП, знающих «образцовые» техники, знакомых с терминологией, основными моделями и т. д. и т.п.

Зачем?

И тут же встаёт вопрос: «А зачем конструировать новые техники, если уже готовых в НЛП и так уже довольно много?»

Ответов тут несколько:

  • Для того, чтобы конструировать техники, нужно понимать, как работают все эти механизмы и что откуда берётся. Так что это помогает лучше разобраться в процессе интервенции.
  • Техник то много, но они построены на небольшом количестве механизмов и приёмов. Если вы знаете, как техники конструируются, совершенно не обязательно запоминать десятки их вариантов – а просто конструировать под задачу.
  • Каждый человек индивидуален и, во многих случаях, удобно организовать процесс интервенции под конкретную задачу – с учётом индивидуальных особенностей, взглядов, ценностей и убеждений Клиента.
  • Если понимаешь, как это всё устроено – проще разобраться в «классических» техникам.

И это просто интересно.

Как?

Вначале будут даны общие идеи построения «модели конструирования техник НЛП»:

  • девятишаговая модель изменения;
  • кто определяет шаг техники;
  • структура субъективного мира;
  • модели изменения;
  • и так далее.

Потом будет дана сама таблица (модель как раз представляет собой таблицу и немного напоминает ТРИЗ) и примеры сконструированных техник.

А так же различные упражнения и задачи на анализ и конструирование техник.

Техники НЛП в рамках этой модели.

ДЕВЯТИШАГОВАЯ СХЕМА ИЗМЕНЕНИЯ

Эта схема описывает весь процесс изменения. При этом часть этого процесс обычно относится к сбору информации, и только часть к тому, что обычно называют техниками – пошаговым инструкциями изменения. В принципе, интервенция может осуществляться не обязательно в таком виде – например в случае использования речевых паттернов воздействия, вроде рефреймингов, фокусов языка или внушений. Схема скорее определяет необходимые вещи, которые стоит сделать и задаёт «направление движения». Если говорить именно о техниках, то они обычно описывают, как именно происходит процесс интервенции – в этой схеме это шаги с 4 по 7.

 

Схема основана на самой общей модели изменения:

Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние.
В дальнейшем я буду использовать стандартные аббревиатуры – АС и ЖС. АС – это то, что мы хотим изменить, ЖС – что хотим получить вместо АС. Я не буду в этом курсе фокусироваться на процессе сбора информации, а займусь именно описанием конструирования способа интервенции.

Всю схему можно разбить на 4 блока (в соответствии с ТОТЕ):

  • Т1: определение задачи (шаги 1-3);
  • О: интервенция (вмешательство) – собственно, процедура изменения (шаги 4-6);
  • Т2: проверка результативности интервенции (шаг 7);
  • Е: проверка экологии и закрепление изменения (шаги 8-9).

Дальше я более-менее подробно опишу каждый шаг и дам некоторые примеры, как это можно сделать. 

Разбор техник

Давайте разберём несколько техник для ясности. Здесь нам наиболее интересны шаги 4-7, так как они составляют «ядро» техники, на них я и буду фокусироваться. А остальные буду разбирать только в отдельных интересных случаях.

Коллапс якорей

1. Контекст: «В какой ситуации вы чувствуете не то, что хотите чувствовать?»

2. АС: Нежелательное переживание (якорим).

3. ЖС: Желательное переживание.

4. Определение ресурса: «Какое состояние - уверенность, спокойствие, юмор, сосредоточенность, - вам помогут получить желаемое состояние?»

5. Доступ к ресурсу: «Вспомните состояние уверенности (спокойствия, сосредоточенности …), доведите его до максимума», - и на пике состояния ставится якорь.

6. Внесение ресурса в контекст: собственно, коллапс якорей.

7. Проверка результата: запускаем стимул негативного якоря и проверяем, что якорь стёрт; предлагаем человеку представить себя в ситуации и калибруем реакцию. Если реакция не устраивает - возвращаемся на шаг 4.

8. Экологическая проверка: «Не повредит ли новое состояние в ситуации?»

9. Привязка к будущему: «Представьте себя со стороны, как вы себя ведёте в трёх ситуациях в будущем, в которых раньше у вас было АС».

Техника:: Коллапс якорей

Смена субмодальностей

В этой технике ресурсом является набор субмодальностей, кодирующих желаемое состояние/оценку.

4. Определение ресурса: поиск «эталонной» ситуации с нужной оценкой.

5. Доступ к ресурсу: выявление субмодальностей (или критической субмодальности), кодирующих нужную оценку.

6. Внесение ресурса в контекст: замена субмодальностей у «рабочей» ситуации.

Проверяем результат, экологию, делаем привязку к будущему.

Техника:: Смена субмодальностей

Выравнивание нейрологических уровней

Здесь:

актуальным состоянием является состояние «невыровненности уровней»;

желаемым - «выровненности»;

ресурсом является «миссия» (определяется принципом техники, о чём дальше);

доступ к ресурсу - движение от «окружения» вверх по уровням и вживание в образ «миссии»;

внесение ресурса - движение от «миссии» вниз по уровням.

Техника:: Интеграция логических уровней

Интеграция конфликтующих частей

В этой технике АС - конфликт, ЖС - состояние внутренней договорённости, а ресурсом здесь является «точка согласия».

4. Определение ресурса: ищем общее намерение частей или чем части могут быть полезны друг другу.

5. Доступ к ресурсу: «Готовы ли части объединиться?»

6. Внесение ресурса: сведение ладоней (интеграция).

8. Экологическая проверка: «Есть ли части, которые против объединения с новой частью?»

7. Проверка работоспособности.

То есть здесь шаги 7 и 8 в схеме поменялись местами. Это к тому, что порядок шагов схемы не жутко принципиален.

9. Привязка к будущему.

Техника:: Интеграция конфликтующих частей

Взмах

Здесь:

ресурсом является «Я-образ» (определяется принципом техники, о чём дальше);

доступ к ресурсу - конструирование «Я-образа»;

внесение ресурса - «махание» картинками;

проверка работоспособности - проверка «устойчивости» образа ключа; поведенческая проверка.

Техника:: Взмах

Быстрое лечение фобий

В этой технике:

ресурсом является быстрое ассоциированное перепроживание ситуации задом на перёд, которое разрушает якорь на фобическую реакцию;

доступ к ресурсу - обучение быстрого просмотра фильма о фобии;

внесение ресурса - как раз многократное быстрое ассоциированное перепроживание ситуации задом на перёд.

Специфическим для техники является двойная диссоциация, которая нужна для снижения интенсивности переживаний.

Техника:: Быстрое лечение фобий

Разбор шагов схемы

Каждый шаг можно сделать большим количеством способов - и комбинируя варианты мы можем просто огромное количество вариантов паттернов изменения.

1. Контекст

Контекст – это ситуации, объединённые по какому-то общему признаку. Например:

  • разговор с мужчинами;
  • в гостях у друзей;
  • полёт в самолёте.

Нам нужно определить контекст с которым мы работаем, потому что АС не может существовать «везде и всегда», оно «включается» в какой-то определённый момент. Если человек боится собак (мышей, пауков, замкнутого пространства), то этот страх включается только когда он собаку видит или о ней думает. Всё остальное время страха нет.

С другой стороны, в одном контексте состояние может считаться полезным, в другом – проблемным. Например, злость может быть полезна во время игры в футбол, но мешать во время разговора с ребёнком.

2. Актуальное Состояние

Что человек хочет изменить в данном контексте. Наша реакция, поведение, мысли, эмоции и т.д.

Контекст: «разговор с мужчинами».

Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».

Как можно выяснить АС:

  • Спросить Клиента: «Что именно вы хотите изменить?»
  • Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите перестать бояться мужа?».
  • Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
  • Предложить определить бессознательное.
  • Определить исходя из правил: «Перед свадьбой большинство мужчин испытывает страх».
  • Перечислить варианты и откалибровать реакцию: «Вы испытываете страх, … раздражение…, злость…?»

3. Желаемое Состояние

Что человек хочет иметь вместо Актуального Состояния в данном контексте. На этом этапе как раз правильно определяется цель, делается предварительная экологическая проверка и т.д.

Контекст: «разговор с мужчинами».

Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».

Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».

Как можно определять ЖС:

  • Спросить Клиента: «Что именно вы хотите получить в этой ситуации?»
  • Провести Клиента через процедуру выяснения Хорошо Сформулированного Результата.
  • Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите просто уметь контролировать уровень своей агрессии в этой ситуации?».
  • Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
  • Предложить определить бессознательное.
  • Определить исходя из правил: «Здесь вам просто нужно научиться контролировать уровень своего волнения в этой ситуации».
  • Сделать «растяжку» - предложить попробовать варианты и выбрать более подходящий.

4. Определение ресурса

Сначала нужно определить, что именно нужно добавить в АС для достижения ЖС.

Контекст: «разговор с мужчинами».

Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».

Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».

Ресурс: «уверенность в себе, умение контролировать уровень спокойствия, убеждение что «я замечательная и привлекательная».

Это скорее логический шаг. Сделать его можно разными способами. Например:

  • Спросить Клиента: «Что вам нужно для …».
  • Выяснить у бессознательного Клиента – например, задавая вопросы и калибруя ответы или используя для проверки ответов сигналинг.
  • Предложить определить бессознательное – можно предложить явно или просто построить технику таким образом, например как в играх «Нового Кода НЛП».
  • Предложить варианты и откалибровать реакцию: «Может вам нужно спокойствие …, или уверенность в себе…».
  • Жёстко задать, в зависимости от АС и ЖС, например как в «Быстром Лечении Фобий».
  • В рамке «как если бы» добавить ресурс и посмотреть результат: «Если бы вы добавили туда наглость, было бы это вам полезным?»
  • Представить, что уже достиг ЖС и выяснить, как именно это сделал.
  • Посмотреть, как это делали другие: «Знаете ли вы людей, которые достигли этого? Как вы думаете, что им помогло?»

5. Доступ к ресурсу

После того, как ресурс определён, нужно получить к нему доступ. Знать о том, что «нужно спокойствие» и «переживать спокойствие» – это разные вещи. Скорее всего, нужное состояние, умение у человека есть, просто в другом контексте.

В НЛП считается, что у человека либо уже есть нужные ресурсы, либо он может их создать. Если человек говорит, что ему нужно спокойствие, скорее всего он хотя бы раз в жизни это состояние испытывал. И его можно опять пережить. Либо это состояние можно создать. Итак, как можно осуществить этот шаг:

  • Предложить Клиенту вспомнить и войти: «Вспомните, когда вы испытывали счастье. А теперь войдите в эту ситуацию».
  • Просто предложить войти: «Испытайте радость прямо сейчас».
  • Создать образ ресурса и проассоциироваться с ним: «Представьте себе состояние сосредоточенности в виде некоего образа. А теперь втолкните этот образ внутрь себя».
  • Представить себе человека (вещь, животное), у которого есть этот ресурс и ассоциироваться с ним: «Представьте, что вы лев. Пройдитесь, подвигайтесь. Что вы чувствуете, о чём думаете, как воспринимаете ситуацию?»
  • Поместить в ситуацию, где будет нужная реакция.
  • Попросить бессознательное
  • Создать навык доступа к ресурсу – например, прошкалировать состояние.
  • Изменение метафоры: «Представь ярость в виде шара. Меняй его размер до тех пор, пока он не будет тебе подходить».

6. Внесение ресурса

После того, как получен доступ к ресурсу, его нужно внести в заданный контекст и «закрепить» там. Чувствовать спокойствие лёжа дома на диване это одно, а при разговоре с агрессивно настроенным собеседником – совсем другое.

В НЛП есть большое количество приёмов, при помощи которых можно внести и закрепить ресурс в заданном контексте.

  • Просто предложить поместить ресурс в нужное место: «А теперь внесите это мастерство в ситуацию».
  • Использовать якоря.
  • Использовать «Сдвиг субмодальностей».
  • Взмахнуть – создать образ ресурса и быстро заменять им образ, запускающий АС.
  • Предложить сделать это бессознательное.
  • Сознательное использование ресурса в контексте: «Каждый раз, когда общаетесь с женой, тренируйтесь удерживать состояние на нужном уровне».
  • Проассоциироваться с образом: «А теперь возьми образ части внутрь себя».

7. Проверка работоспособности

После того, как ресурс внесён в контекст, нужно проверить – получено ли желаемое состояние. В идеале нужно опять оказаться в заданном контексте и посмотреть на реакцию. Но в большинстве случаев достаточно просто мысленно представить себя в ситуации, в которой раньше возникало Актуальное Состояние.

Если вы получили Желаемое Состояние в нужном контексте – то идёте дальше.

Если нет – Желаемое Состояние не достигнуто или достигнуто частично – думаем, что нужно изменить, чтобы достичь цели. Как можно проверить:

  • Спросить Клиента: «Ну как, получилось?»
  • Спросить бессознательное Клиента.
  • Попросить представить ситуацию и откалибровать реакцию: «Представь, что ты общаешься с начальником».
  • Разыграть ситуацию, где раньше было АС.
  • Поместить в контекст – если была фобия лифтов, покататься с ним на лифте.
  • Проверить якорь на АС – если результат достигнут, якорь разрушается.
  • Оценить конгруэнтность Клиента в контексте – в случае удачи конгруэнтность возрастёт.

8. Экологическая проверка

На этом шаге исследуются последствия изменения. Само Желаемое Состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть достаточно неприятными.

Если последствия устраивают – идете дальше. Если последствия не устраивают – возврат на шаг «Желаемое Состояние» и переопределение ЖС.

  • Спросить Клиента: «Не повредит ли вам новое поведение»
  • Спросить бессознательное Клиента: «Есть ли части, которые против?»
  • Откалибровать реакцию при оценке последствий.
  • Предположить варианты нежелательных последствий: «Подумай, а ведь если ты будешь уверен в себе, на тебя могут злиться».

9. Привязка к будущему

Последний шаг – это обучение бессознательного новому типу поведения в контексте.

Иногда бывает так, что полученное изменение работает, например, только на тренинге. Пришел человек на тренинг – и совершенно спокойно выступает перед огромным числом народа. Приходит на работу – и выступая на совещании опять начинает заикаться. Приходит в следующий раз на тренинг – опять всё нормально.

В большинстве случаев для привязки к будущему человеку предлагают представить себя в ситуациях, где раньше у него было АС, через различные промежутки времени: завтра, через месяц, через год. И, желательно, чтобы эти ситуации несколько отличались.

  • Предложить Клиенту диссоциированно представить несколько ситуаций в будущем в том контексте, где раньше было АС: «представить себе, что вы выступаете завтра на совещании, через месяц – на родительском собрании в школе, через год – на собрании акционеров.»
  • Спросить: «Что теперь изменится в твоей жизни?»
  • Предложить посмотреть в будущее и рассказать об изменениях: «Посмотри в своё будущее. Как теперь ты будешь реагировать на критику коллег, на оценку твоего поведения женой, на выражения лиц на совещании?»
  • Предложить части взять ответственность за новые варианты поведения.

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ

Следующий важный вопрос при конструировании техники в НЛП:

кто будет определять содержимое шага процесса изменения - Клиент, Оператор или Принцип.
Варианты определение Желаемого Состояния:
- Считается, что … (определяется Принципом).
- Я думаю, в этом случае тебе будет полезно … (определяет Оператор).
- Представь, чего бы ты хотел… (определяет Клиент сознательно).
- И пусть твоё бессознательное определить наилучший выбор. (определяет Клиент подсознательно).

Например, если ресурсы сознательно определяет Клиент, то его и прямо спрашивают:

- Что вам нужно для того, чтобы чувствовать себя в этой ситуации уверенно и спокойно?

Это сознательный вариант. Но можно предложить Клиенту сделать это подсознательно.

При всей условности этого разделения.

Например, можно предложить бессознательному Клиента найти нужные ресурсы:

- А теперь мне бы хотелось, чтобы ты обратился внутрь себя и спросил, что тебе может помочь в этой ситуации?

Выбрать ресурс может и Оператор на основе собственного опыта, интуиции, представлений:

- Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в этой ситуации, вам нужна уверенность в себе, расслабленность и спокойствие.

В НЛП обычно стараются переложить всё максимально на Клиента. Зачем понятно – чтобы не влезть в его карту своей. Ну и распределение ответственности, хотя это уже в меньшей мере. Но это тоже палка о двух концах - если Клиент пришёл на консультацию, скорее всего он находится в не самом ресурсном состоянии и его выборы могут быть не слишком полезны. Это был один из поводов для создания Нового Кода НЛП, в котором значительную часть шагов определяет бессознательное Клиента.
С другой стороны у Оператора часто больше навыков, опыта и знаний в этой области. Главный вопрос в том, чтобы не спутать собственные представления с «великой истиной» и не попытаться переделать карту Клиента по «единственно верному шаблону».

Есть ещё один вариант - ресурс может определяться Принципом (или Правилом). То есть в технике сразу прописано, что ресурсом является «спокойствие» (или «миссия», или «способность придумывать новые варианты»). То есть когда-то кто-то так решил и записал.

Вообще говоря, техника - это и есть прописанные модели изменения, которые уже кем-то опробованы, проверена их эффективность и экологичность. Естественно, правила задают границы. А без правил будет что-то вроде «Оператор производит изменение на основе своей интуиции» или «разрешите Клиенту найти самому свой способ изменения».

 

 

Так что мы получаем четыре подхода создания техники, при котором шаг процесса изменения:

определяется Оператором
определяется Принципом
определяется Клиентом (сознательно)
определяется бессознательным Клиента

Например:

  • в технике «Коллапс якорей» что будет ресурсом определяется Клиентом сознательно;
  • в технике «Шестишаговый рефрейминг» большая часть шагов техники определяется бессознательным Клиента;
  • в Играх нового кода желаемое состояние и ресурс определяются Клиентом бессознательно;
  • в технике «Интеграция нейрологических уровней» АС (невыровненные уровни), ЖС (сбалансированные уровни), ресурс (это миссия, а не убеждения, ценности или идентичность) определяется Принципом;
  • а выбор самой техники при интервенции обычно определяется Оператором.
В принципе, может быть ещё и вариант случайного выбора - выберите карточку или бросьте кубики. Но в техниках НЛП это используется редко, так что здесь рассматривать это не будем.

При этом в техниках НЛП обычно нет такого, чтобы всё определялось одной стороной - обычно один шаг может определяться Клиентом сознательно, другой - Клиентом бессознательно, следующий Принципом и так далее.

Определяет Клиент сознательно

Как я уже писал, в НЛП есть склонность предлагать Клиенту самому (сознательно) определять важные моменты интервенции. В большинстве случаев (за исключение «Шестишагового рефрейминга» и игр Нового кода НЛП) Клиент сам (но при помощи Оператора) определяет:

  • контекст;
  • актуальное состояние;
  • желаемое состояние;
  • проверяет экологичность изменения;
  • делает привязку к будущему.

Например, в техниках: «Коллапс якорей», «Смена субмодальностей», «Взмах», «Изменение личностной истории», «SCORE на линии времени» и так далее.

А в некоторых техниках и определяет, что будет ресурсом - например, в «Коллапсе якорей» или «Смене субмодальностей».

Способ доступа к ресурсу и внесения ресурса в ситуацию как раз и определяется Принципом, то есть прописано в технике - по большому счёту это и определяет технику. Хотя есть варианты, когда Клиенту просто предлагают внести найденный ресурсы в контекст, не определяя каким способом - и часто это срабатывает.

Определяет Клиент подсознательно

В «Шестишаговом рефрейминге» доступ и внесение ресурса в контекст, экологическая проверка делаются бессознательно, хотя и по явной инструкции.

Кстати, перевод шагов из выполняемых бессознательно в выполняемые сознательно (или наоборот) может создать новую технику. «Сознательный» вариант «Шестишагового рефрейминга» - «Генератор нового поведения». Или «Шестишаговый рефрейминг» - бессознательный вариант «Генератора нового поведения».

В техниках типа «ввести человека в состояние, в котором он сам разберётся с проблемой»: EMDR и игры Нового кода НЛП, вроде «Алфавита», - вообще всё, что относится к операциям с ресурсом - определение, доступ и внесение ресурса, - делается подсознательно и неявно, то есть без специальных инструкций.

В техниках «продуктивного состояния» нам не особо нужно знать содержание его ситуации, с чем работаем – техника описывает как попасть в состояние, в котором бессознательное Клиента само сможет разрешить проблему. Так что если мы создаём технику такого типа, нам нужно сосредоточиться на вводе Клиента в нужное состояние. Различия будут в том, какое состояние считать более подходящим и как именно в него попасть. В Новом Коде играются с «высокопродуктивным состоянием», чётко прописали правила, как именно его достигать и напридумали кучу игр. В EMDR заставляют двигать глазами в разные стороны с определённой частотой, но можно постучать себя руками по плечам или по бёдрам с той же частотой. В Эриксоновском гипнозе просто вводят в приятный транс и дают задание, как в «Сопровождении в приятное переживание».

Определяет Оператор

Таких вариантов в НЛП относительно мало.

Хотя выбор техники для интервенции в НЛП как раз прерогатива Оператора.

Но в реальных случаях часто приходится модифицировать технику под Клиента, и вот тут как раз много чего определяет Оператор. Либо когда он начинает конструировать технику под конкретную задачу Клиента.

Собственно, этот курс в том числе и про это - как конструировать техники «на лету» под конкретную задачу Клиента.

Да и в большинстве случаев интервенций с внушениями ресурс определяет Оператор:

- Вы хотите почувствовать себя счастливым сейчас или завтра с утра?

Определяет Принцип

Собственно, техники для того и нужны - описать проверенные паттерны воздействия. В большинстве техник, в первую очередь Принципом определяется способы доступа к ресурсу и его внесения в контекст.

«Коллапс якорей»: доступ к ресурсу - вспомнить ситуацию или состояние, внесение в контекст - собственно, сам коллапс якорей.

«Смена субмодальностей»: доступ к ресурсу - субмодальности «эталонной» ситуации, внесение в контекст - замена субмодальностей.

«Взмах»: доступ к ресурсу - конструирование Я-образа, внесение в контекст - замена картинок.

Но есть и исключения.

«Интеграция логических уровней»: Актуальное Состояние (невыровненные уровни), Желаемое Состояние (выровненные уровни), определение ресурса (миссия, хотя какая именно миссия определяет Клиент), доступ к ресурсу и внесение ресурса в контекст.

«Быстрое лечение фобий»: определение, доступ и внесение ресурса в контекст - быстрое ассоциированное перепроживание ситуации задом на перёд.

«Интеграция конфликтующих частей»: ресурс - состояние договорённости, доступ к ресурсу - поиск общего намерения, внесение в контекст - сведение ладоней.

И похожие техники, в которые прописывают способ достижения согласия:

«Стратегия Уолта Диснея» и «Решение коммуникативных проблем с помощью трёхпозиционного описания»: ресурс - состояние договорённости, доступ к ресурсу и внесение в контекст - представление и вербализация оценки ситуации, проверка работоспособности - согласие между всеми участниками.

О «Стратегии Уолта Диснея» можно думать как о технике определения желаемого состояния.

МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Всё многообразие подходов, используемых в техниках НЛП, можно свести всего к шести основным моделям (или их комбинациям).

  • перенос ресурса;
  • нахождение баланса;
  • увеличение выборов;
  • разрушение паттерна;
  • изменение метафоры;
  • подходящее состояние.

В процессе сбора информации мы создаём «модель проблемы/задачи» - метафору, описывающую, понятно для Клиента и Оператора, текущее состояние - в том числе АС и ЖС (собственно, сбор информации и заканчивается, когда мы эту модель выбрали и уточнили). И на её основе как раз можно было бы выбрать «модель изменения».
«Моделей проблемы/задачи» в НЛП используется довольно много. Наиболее типичные:
  • Противоречие: разница между тем, что у человека есть, и тем, что он хотел бы получить; решение противоречия приводит к внутреннем согласию.
  • Конфликт частей: есть две части, у каждой важная и полезная цель, но пока они просто не могут договориться и мешают друг другу; Желаемое состояние - договорённость между этими частями.
  • Мало выборов: Клиент и сделал бы что-нибудь более интересное и эффективное, вот только эти другие варианты ему не доступны; так что надо увеличить количество выборов.
  • Травма: в прошлом произошло сильно неприятное событие, которое повлияло на мировоззрение, ограничения, правила поведения, паттерны Клиента, и надо это событие в прошлом переоценить и переработать.
  • Узость карты: карта Клиента ограничена, и в ней нет вариантов решения, так что надо расширить карту, чтобы решения оказались внутри неё.
  • Застрял в состоянии: проблема - это когда человек «застрял» в какой-то эмоциональной реакции, так что задача - помочь ему реагировать по-новому.
  • Препятствие: на пути есть препятствие, с которым нужно разобраться: убрать, перелезть, найти дверь...
  • Ошибка в стратегии: в голове у человека программа, в программе ошибка, ищем ошибку и исправляем.
  • Специфические паттерны: фобии, навязчивости, аллергии, импринты, взаимозависимости; решение обычно сводится к разрушению этого специфического паттерна.
Из «модели проблемы» должна более-менее логично вытекать «модель изменения». Например, из «конфликта частей» нормально вытекают разные варианты договорённостей между этими частями, вроде «Интеграции конфликтующих частей» или «Договора частей», но использование «Взмаха» будет восприниматься скорее странным. Хотя, при желании, можно найти «логичные» объяснения для использования любой техники.

Модели изменения

Перенос ресурса

Мы берём ресурс из места, где он есть, и переносим его туда, где его не хватает.

Например, мы можем заякорить спокойствие и добавить его в ситуацию выступления на публике.

Считать субмодальности внимания при просмотре интересного фильма и перенести их на общение с детьми.

Выявить эффективную стратегию понимания времён русского языка и перенести на понимание английских времён.

При чём переносимые ресурсы не обязательно должны быть личными ресурсами Клиента - их можно брать и у других людей.

Техники: «Смена субмодальностей», «Изменение личностной истории», «SCORE на линии времени».

Нахождение баланса

В этой модели мы полагаем, что проблемой является потеря баланса – между частями личности, уровнями, собой и миром, - и тогда решением будет нахождение или восстановление этого баланса. Мы можем договариваться между частями («Договор частей»), согласовывать между собой различные позиции («Стратегия Уолта Диснея»), подбирать уровни важности для ценностей или критериев («Выравнивание критериев»), искать наиболее гармоничный голос или походку («Походка могущества»), согласовывать различные уровни описания субъективной реальности («Интеграция логических уровней»).

Увеличение выборов

Здесь мы отталкиваемся от базовой пресуппозиции НЛП о «лучшем выборе из возможных». Если человек делает что-то не то, то ему просто не хватает более эффективных (экологичных, надёжных) вариантов. Поэтому их просто нужно добавить. Новые выборы мы можем найти сразу («Шестишаговый рефрейминг») или встроить в ситуацию способность искать новые варианты («Взмах»).

Разрушение паттерна

Главный фокус внимания идёт на разрушение нежелательного паттерна: фобии, навязчивости, состояния, убеждения, поведения, якоря. Но обычно после «разрушения» желательно дать человеку способ найти, что у него будет вместо старого поведения, поэтому в технику стоит встроить шаги поиска нового поведения.

Техники: «Коллапс якорей», «Быстрое лечение фобий», «Взрыв навязчивости», «Лечение приобретённых аллергий».

Изменение метафоры

Интересный подход, больше используемый, правда, в Эриксоновском гипнозе: придумываем метафору проблемы - меняем метафору - меняется проблема. Например, мы можем представить поиск ресурса как создание красивой вазы («Ваза с ресурсами»), зависимость - в виде верёвки, которую можно разрезать («Избавление от взаимозависимости»), а отношения между людьми в виде расположения их проекций в пространстве (как в «расстановках по Хеллингеру»).

Подходящее состояние

Человек в определённом состоянии сам способен разобраться с проблемой. Так что здесь задача сделать так, чтобы он в этом состоянии оказался.

Это определённы виды транса.

На этом построены игры Нового кода НЛП, вроде «Алфавита» или «NASA». Сюда можно отнести и «EMDR».

Схема «Модели изменения и техники НЛП»

 

Модели изменения и техники НЛП

ИНСТРУМЕНТЫ

Если «модели изменения» описывает основной подход техники, то «инструменты» - это при помощи чего мы делаем изменение, в первую очередь как мы вносим ресурсы в контекст.

Инструменты касаются именно того, как мы вносим ресурс в контекст. Например, якоря в НЛП постоянно используются при консультировании: обычно якорятся как минимум АС, ЖС и нейтральное состояния, - но при этом внесение ресурса в контекст может быть сделано и при помощи субмодальностей или инструкций бессознательному.

Я выделил девять наиболее часто используемых инструментов:

  • якоря;
  • субмодальности;
  • мета-состояния;
  • разделение/объединение;
  • рефрейминг;
  • сознательный контроль;
  • смена модальности.
Естественно, это не все возможные инструменты - есть и ещё. Например, подкрепление (оперантное обучение), столь любимое бихевиористами. Но в НЛП используется мало, так что здесь я его упоминать не стал.

 

Якоря

При помощи якорей можно вызывать нужное состояние и легко переносить его в нужный контекст. Образцовый инструмент.

Субмодальности

Субмодальности кодируют состоянии. Меняем кодировку - меняем состояние. Обычно субмодальные техники требуют довольно индивидуального подхода и создаются, фактически, под каждую конкретную задачу: у одного человека критическая субмодальность неуверенности место, у кого-то цветность, у кого-то форма. И в зависимости от этого меняется конечная техника.

Но есть некоторое количество техник, в которых используются наиболее «популярные» субмодальности. Например, удаление картинки для большинства будет приводить к уменьшению интенсивности связанных с ней переживаний («Регулировка интенсивности переживания»). Во «Взмахе» при «махании» картинок мы используем субмодальности размера, яркости и ассоциации-диссоциации и для большинства это работает. Но для кого-то более эффективными могут оказаться расстояние, контраст или фокус.

Ричард Бендлер в «Используйте свой мозг для изменения» как раз предлагает исследовать, что будет во «Взмахе» работать для вас лучше.

Мета-состояния

Мета-состояния позволяют как изменить отношение к ситуации, так и «разрушить» или «закрепить» нужные паттерны. У Майкла Холла практически к любому паттерну – от «Взмаха» до «Смены убеждений», - есть вариант, основанный на мета-состояниях.

Разделение/объединение

В некоторых случаях удобно представить, что человек состоит или в нём присутствуют части личности, уровни восприятия и т.д. В результате мы можем сказать, что за поведение отвечает какая-то часть личности человека, побеседовать с ней и убедить вести себя более правильно. Или представить, что субъективный мир человека состоит из состояний, целей, оценок и действий. И т.д.

Используется: «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», «Сущностная трансформация», «Выравнивание логических уровней».

Рефрейминг

Рефрейминг здесь используется в общем смысле – новый взгляд на ситуацию. Так что сюда подходят не только «официальные» рефрейминги – разговорный и фокусы языка, - но и любые другие способы. То же трёхпозиционное описание, взгляд из другой «роли», с другого нейро-логического уровня или другого мета-программного набора.

Сознательный контроль

Типичный пример сознательного контроля - когда человека просят вспомнить какое-то состояние, а потом усилить его. Или удерживать состояние спокойствия в заданной ситуации. На самом деле этот подход намного шире - это и удержание нужной мысли или эмоции, и шкалирование состояния, и сознательное расслабление мышц, и управление громкостью голоса.

Смена модальности

Например, когда вы просите человека подробно описать, что у него происходит внутри - это смена модальности. И когда вы предлагаете внутри представить, как человек будет себя вести в каких-то ситуациях - тоже смена модальности. И предложение подыскать другой модальный глагол в убеждении (должен или имею право) - тоже.

И несколько примеров из уже готовых техник.

• Подробное вербальное описание проблемы или цели - сбор информации.
• Представление своего реального поведения в воображаемых ситуациях постоянно используется в привязке к будущему. А так же в технике «Генератор нового поведения».
• А представление линии времени на полу, желательно с карточками, используется в «Изменении личностной истории», «Реимпринтинге», «Лечении приобретённых аллергий» и «SCORE на линии времени».
• Визуализация чувства описано в «Из лягушек в принцы» - когда человеку с головной болью показывают лист бумаги и предлагают описать кино, которое он видит.
• Похожий приём используется в «Размера переживания» - когда переживание представляется в виде шара, который можно подержать в руках, а потом подбирается подходящий размер.
• Описание проблемы в виде конкретной метафоры - «Избавление от взаимозависимости», где предлагается представить эту самую взаимозависимость в виде верёвки, а потом эту верёвку разрезать.
• Рисование проблемного состояния и его изменение при помощи манипуляций с рисунком - в «Интегральной графике».
• Подбор более подходящего модального глагола используется в технике «Смена модальности в убеждении».
• Представление разных способов обработки информации в виде ролей - в «Стратегии Уолта Диснея».

Схема «Техники НЛП по инструментам изменения»

Пример использования инструментов

Одну и ту же задачу можно решить используя различные инструменты.

Например, в результате сбора информации по SCORE получили:

АС - Клиент чувствует неловкость, когда хочет о чём-то попросить («рабочая» ситуация);

ЖС - чувствует спокойствие, когда хочет о чём-то попросить;

Ресурс - уверенность в себе.

Якоря

Заякорить состояние уверенности в себе и при помощи интеграции якорей добавить в «рабочую» ситуацию.

Субмодальности

Выявить субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» - той, в которой чувствуешь себя спокойно, - ситуациями. Заменить субмодальности «рабочей» ситуации на субмодальности «эталонной».

Мета-состояния

Испытать состояние спокойствия по отношению к «рабочей» ситуации.

Разделение/объединение

Определить роль Клиента в этой ситуации, выявить её намерение. Потом придумать роль с таким же намерением, у которой есть уверенность в себе и которая позволяет чувствовать себя спокойно в «рабочей» ситуции. Заменить роли.

Рефрейминг

Сменить оценку поведения Клиента с «чувства неловкости» на «проявление заботы» или «уважение».

Сознательный контроль

Научиться управлять уверенностью в себе (например, при помощи шкалирования). И несколько раз пройти реальную ситуацию, удерживая нужный уровень уверенности в себе.

Смена модальности

Взять воздушный шарик и надувать его «уверенностью в себе». Потом выпустить эту «уверенность в себе» из шарика, представляя себя в «рабочей ситуации».

Смена инструментов

В пределах одной и той же «модели изменения» мы можем без проблем менять инструменты - иногда в пределах одной техники, иногда получается уже другая техника.


Например, во многих техниках использование якорей (в переносе ресурса) вполне спокойно можно заменить на смену субмодальностей. То есть, если нам нужно добавить спокойствие (радость, агрессивность, юмор) в ситуацию, мы можем:

  • якоря: вспомнить состояние спокойствия - довести его до максимума - заякорить - прервать - запустить якорь в «рабочей» ситуации;
  • субмодальности: вспомнить ситуацию, воспринимаемую спокойно - найти субмодальные различия с «рабочей» ситуацией - найти критическую субмодальность - сменить критическую субмодальность у «рабочей» ситуации.

В «Изменение личностной истории» в классическом варианте для внесения ресурса в ситуации в прошлом используются якоря. Но, по практике, эти ситуации могут быть «переработаны» любым способом: при помощи смены субмодальностей, «взмаха», «договора частей» или мета-состояний.


Большинство техник вполне можно перевести в бессознательный формат, например, встроив в метафору. Примеры можно посмотреть здесь.


Точно так же техники, в которых довольно большое количество действий делает бессознательное клиента, можно вывести на осознание - правда, получаются уже другие техники. Сознательный вариант «Шестишагового рефрейминга» - «Генератор нового поведения», а «Договора частей» - «Баланс критериев».


ОБЩАЯ СХЕМА

Давайте объединим всё в одну схему. Основных элементов у нас всего три:

  • модель изменения – основной шаг, из него вытекают остальные шаги;
  • инструменты - при помощи чего будем манипулировать ресурсом;
  • кто определяет - клиент (сознательно или бессознательно), оператор, принцип.

Порядок создания

Если описать создание техники по шагам:

  1. Область применения – для решения каких задач эта техника служит, границы применения.
  2. Модель изменения.
  3. Инструменты.
  4. Кто определяет.
  5. Шаги техники.

Таблица

Схему изменения удобно представить в виде таблицы: по горизонтали модели изменения, по вертикали - инструменты.

Плюс для каждого шага техники выбор, кто определяет: клиент (сознательно или бессознательно), оператор или принцип.

В большинстве случаев подробно расписывать технику я не буду – опишу основную идею. Некоторая часть техник является скорее интерпретациями уже известных, например «Одношаговый рефрейминг», но я их выбрал для более наглядной демонстрации принципов построения.

Перенос ресурса - различные инструменты

Ситуация: мужчина при разговоре с женой (контекст) раздражается (АС), а хочет чувствовать себя спокойно (ЖС).

Якоря

1. Определите ресурсы, их должно быть раза 2 больше «необходимого», но не более 8.

2. Вспомните ситуации, в которых у вас эти ресурсы были, и заякорите каждый на прижим пальца к ладони, кроме большого.

3. Представляя проблемную ситуацию начинайте по одному с интервалом 30 – 60 секунд прижимать пальцы к ладони, не отпуская предыдущие.

4. Дождитесь интеграции.

5. Как изменилось отношение к ситуации? Если ЖС ещё не достигнуто, вернитесь на 1 шаг и добавьте ещё ресурсов.

6-7. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Субмодальности

1. Подумайте о том, что именно делает жена – в настоящем, прошлом или будущем, - что вызывает раздражение. Представьте это в виде панно фотографий (панно 1).

2. Представьте себе, что это проблемное действие делает какое-то животное или птица – кот, барсук, мышь, удод, страус, – мысленно сфотографируйте и сделайте из фотографий панно (панно 2).

3. Мысленно вырезайте фотографию из панно 2 и вставляйте в её рамку аналогичную фотографии из панно 1.

4. Как изменилось ваше отношение к ситуации? Устраивает ли оно вас

5-6. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Мета-состояния

1. Вспомните что-то, к чему испытываете максимальное спокойствие – например, погода в Гондурасе или размер чайной ложки в миллиметрах, - и запомните это состояние.

2. Испытайте состояние максимального спокойствия (шаг 1) по отношению к рабочей ситуации.

3. Как изменилось отношение к ситуации? Если ЖС ещё не достигнуто, возьмите другое состояние, близкое к ЖС – уверенность, расслабленность, уравновешенность, - и испытайте его к ситуации.

4-5. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Разделение

1. Определите часть, которая создаёт раздражение. Представьте её и определите её намерение.

2. Спросите у части, какие ей нужны ресурсы для того, чтобы создавать в этой ситуации спокойствие вместо раздражения, но так, чтобы это помогало реализации её намерения.

3. Добавьте этой части необходимые ресурсы.

4. Спросите у части, берёт ли она ответственность создавать спокойствие вместо раздражения в этой ситуации, учитывая, что у неё есть все необходимые ресурсы.

5-6. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Рефрейминг

1. Опишите фразой «требование» к жене в этой ситуации: «Жена должна ко мне хорошо относиться»

2. Попробуйте разные модальности по отношению к вашему ожиданию, например: хотелось бы, хорошо бы, может, вероятно, не должна... Отмечайте, как меняется представление ситуации.

3. Выберите наиболее подходящий вариант: «Хотелось бы, чтобы жена ко мне хорошо относилась».

4-5. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Сознательный контроль

1. Определите, как вы ощущаете спокойствие в теле – где именно, размер, интенсивность, качество.

2. Представьте, что вы в кинотеатре несколько раз просматриваете фильм «про общение с женой» - сначала на заднем ряду, но с каждым просмотром пересаживаетесь ближе и ближе, последний раз – ассоциированно. Ваша задача при просмотре фильма удерживать состояние спокойствия, контролируя ощущения. Переходите к следующему этапу только если вам удалось просмотреть ролик, полностью сохранив спокойствие.

3-4. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Здесь мы создаём навык управлением состоянием в ситуации за счёт многократного прохождения этой самой ситуации с нужным ресурсом.

Смена модальности

1. Возьмите лист бумаги и напишите на нём краткое описание ситуации: «Общение с женой»

2. Определите, какие ресурсы вам нужны для достижения ЖС. Напишите каждый на бумажке, - «уверенность в себе», «спокойствие», «юмор» и т.д, - и положите на полу.

Для каждого ресурса нарисуйте на отдельной бумажке символ, его символизирующий.

3. Положите эти бумажки на лист с описанием ситуации. Представьте, как теперь ведёте себя в этой ситуации. Если ресурсов не хватает – вернитесь на предыдущий шаг.

4-5. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Кто определяет

 

Рассмотрим, как будет меняться техника в случае смены того, кто определяет шаг.

Ситуация: когда человек думает о походе в налоговую (контекст) он чувствует сильное волнение (АС), уровень которого он хочет уменьшить (ЖС).

Модель изменения - перенос ресурсов, инструмент изменения - субмодальности (предполагается, что Клиент представляется себе проблемную ситуацию визуально).

Заголовок - кто определяет подходящий уровень волнения.

Привожу только текст, который говориться клиенту.

Клиент - сознательно

В этом варианте перенос ресурса, проверку эффективности и экологии делает Клиент сознательно, но принцип переноса ресурса (отодвинуть картинку) закрепление результата определяется Принципом.

1. Как вы думаете о походе в налоговую? Где находится картинка?

2. Насколько вам нужно отодвинуть эту картинку, чтобы у вас был подходящий уровень волнения?

3. Отодвиньте картинку на это расстояние. Уровень волнения устраивает? Если нет - отодвиньте или приблизьте образ так, чтобы получился желаемый уровень волнения.

4. Если теперь у вас при мысли о том, что нужно будет сходить в налоговую будет такой уровень волнения - это вам не повредит? Если может повредить - вернитесь на первый шаг.

5. Теперь несколько раз: представьте картинку на старом месте - быстро отодвиньте на новое расстояние - отвлекитесь.

6. Проверьте - если вы теперь думаете о походе в налоговую, где находится картинка и что вы чувствуете.

7. Представьте, что вы думаете об этом завтра, через неделю, через месяц.

Обратите внимание, что здесь экологическая проверка идёт перед закреплением результата и проверки эффективности.

Клиент - бессознательно

В этом варианте перенос ресурса, проверку экологии делает Клиент бессознательно, проверка результативности техники делается Клиентом сознательно, принцип переноса ресурса (отодвинуть картинку) определяется Принципом.

1. Как вы думаете о походе в налоговую? Где находится картинка?

2. Пусть ваше бессознательное отодвинет эту картинку на такое расстояние, при котором уровень волнения был подходящим и устраивал все стороны вашей личности.

3. Разрешите себе теперь при мысли о походе в налоговую испытывать новый подходящий уровень волнения.

4. Проверьте - если вы теперь думаете о походе в налоговую, где находится картинка и что вы чувствуете.

5. Представьте, что вы думаете об этом завтра, через неделю, через месяц.

Оператор

1. Покажите, какой уровень волнения у вас при мысли о походе в налоговую сейчас [калибровка 1], а какой вы хотите иметь [калибровка 2]

2. Как вы думаете о походе в налоговую? Где находится картинка?

3. Отодвигайте этот образ до тех пор, пока я вам не скажу. (Оператор калибрует состояние Клиента от [калибровки 1] и останавливает его, когда он демонстрирует [калибровку 2]).

4. Если теперь у вас при мысли о том, что нужно будет сходить в налоговую будет такой уровень волнения - это вам не повредит? Если может повредить - покажите мне какой уровень волнения вас бы устроил [калибровка 3]. (Возвращаетесь на шаг 2 и отодвигаете картинку, пока не получите [калибровку 3]).

5. Теперь несколько раз: представьте картинку на старом месте - быстро отодвиньте на новое расстояние - отвлекитесь.

6. Проверьте - если вы теперь думаете о походе в налоговую, где находится картинка и что вы чувствуете.

7. Представьте, что вы думаете об этом завтра, через неделю, через месяц.

Принцип

В этом варианте Принципом определяется: подходящий уровень волнения, способ переноса ресурса (отодвинуть картинку) и закрепление результата.

1. Для большинства людей оптимальный уровень волнения в похожих ситуациях - приблизительно 10% от максимального. Вспомните свой максимальный уровень волнения и уменьшите его в 10 раз.

Я не считаю такой способ определения ресурса полезным, но этот вариант только для примера.

2. Как вы думаете о походе в налоговую? Где находится картинка?

3. Отодвигайте картинку до тех пор, пока не получите оптимальный уровень волнения - 10% от максимального.

4. Если теперь у вас при мысли о том, что нужно будет сходить в налоговую будет такой уровень волнения - это вам не повредит? Если может повредить - вернитесь на третий шаг и подрегулируйте уровень.

5. Теперь несколько раз: представьте картинку на старом месте - быстро отодвиньте на новое расстояние - отвлекитесь.

6. Проверьте - если вы теперь думаете о походе в налоговую, где находится картинка и что вы чувствуете.

7. Представьте, что вы думаете об этом завтра, через неделю, через месяц.

Примеры

Ещё несколько примеров техник. Ситуацию возьмём перевёрнутую: жена при общении с мужем (контекст) раздражается (АС).

Нахождение баланса - разделение

В данной технике мы ищем баланс между различными позициями - сам, жена, наблюдатель, - и ещё переходим между позициями «мечтателя» и «наблюдателя» (разделение на части). Плюс это комбинация «Стратегии Уолта Диснея» и «Трёхпозиционного описания» и здесь ещё использована гибридизация.
Так же мы ищем новые варианты поведения - так что здесь используется и модель изменения «увеличение выборов».
Основные шаги техники выполняются Клиентом сознательно.

1. Определите контекст (общение с мужем) и АС (раздражение).

2. Найдите намерения сторон.

3. Придумайте не менее трёх вариантов поведения, удовлетворяющий как вашему намерению, так и намерению жены.

Для этого:

находясь в позиции мечтателя придумайте вариант поведения – последовательно перейдите в

первую позицию (сам);

вторую позицию (жена);

третью позицию (наблюдатель);

и оцените новый вариант поведения (позиция критика) – вернитесь в позицию мечтателя и отредактируйте вариант поведения. Повторяйте процесс до тех пор, пока новый вариант поведения ни будет удовлетворительным со всех точек зрения - себя, жены и наблюдателя.

4. Повторите этот процесс ещё для двух вариантов нового поведения.

5. Сделайте привязку к будущему.

Увеличение выборов - мета-состояния

Здесь мы не убираем старое поведение, но добавляем новые варианты. Мета-состояния используются для их закрепления.
Желаемые новые состояния определяются Клиентом, но мета-состояние для их закрепления определяется Принципом. Результативность процесса определяется Оператором по калибровке.

1. Определите контекст (общение с мужем) и АС (раздражение). Откалибруйте уровень конгруэнтности Клиента.

2. Предложите Клиенту выбрать не менее пять состояний, которые она хотела бы испытывать во время общения с мужем, например: внимание, любовь, согласие, интерес, уважение.

3. Для каждого состояния предложите:

испытать его по отношению к мужу (в контексте общения);

сделать шаг назад и представьте это состояние перед собой;

испытать по отношению к нему искреннее согласие.

4. Попросите Клиента представить себя в ранее проблемной ситуации в будущем и откалибруйте, увеличилась ли её конгруэнтность и демонстрирует ли она новые состояния. Если на ваш взгляд результат недостаточен, вернитесь на второй шаг и предложите Клиенту ещё добавить вариантов состояний в выборы.

5-6. Экологическая проверка и привязка к будущему.

Разрушение паттерна - смена модальности

Это вариант «Быстрого лечения фобий» в формате экстериоризации. Описан для работы с собой. Ресурс (рассказ о ситуации задом на перёд) определяется Принципом.

Поставьте себе сильный положительный якорь и используйте его в случае выхода из ресурсного состояния.

Опишите проблемную ситуацию – можно рассказать вслух или написать – в обратном порядке. Старайтесь сделать это достаточно подробно, рассказав не только о самом событии, но и о своих чувствах и оценках. При этом рассказывайте, как будто вы прокручиваете фильм о данной ситуации задом на перёд. И постарайтесь начать и закончить нейтральными или приятными моментами.

Подходящее состояние - разделение/объединение

В этой технике мы создаём часть «Суперрешатель проблем». Вообще говоря, техника вполне универсальная, так как не зависит даже от контекста и АС – здесь мы просто создаём этакого «внутреннего НЛПера», который сам будет разбираться с проблемами.

1. Вспомните себя в состоянии, когда вы легко находили выходы из сложных ситуаций, разбирались с проблемами и т.д. Можно взять «высокопродуктивное состояние», которое получается в результате игр Нового кода НЛП, например «Алфавита».

2. Представьте себя со стороны в этом состоянии. Дайте ему имя – например, «Суперрешатель проблем».

3. Спросите его, согласен ли он стать вашей частью личности.

4. Предложите ему разобраться с частями, которые против того, чтобы он стал вашей частью (если есть).

5. Возьмите его внутрь себя.

6. Проверьте, как он работает – дайте ему несколько задачек. Можно, в том числе, предложить ему разобраться с ситуацией общения с мужем.

7. Договоритесь о критериях его «автоматического» включения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ

ажное замечание. То, что вы сконструировали новую технику по предложенной здесь схеме, совершенно не означает, что эта техника будет более-менее эффективной. И даже в принципе рабочей.

Каждую сконструированную технику нужно проверять на эффективность.
Чем хороши «классические» техники НЛП - они опробованы, отлажены, их эффективность проверена на большом количестве людей.

Для проверки техники на эффективность я бы предложил следующие шаги:

  • мысленно смоделировать выполнение техники;
  • сделать технику с собой;
  • сделать технику с «адаптированным» клиентом;
  • сделать технику с человеком, с НЛП не знакомым.
  • сделать описание техники для «начинающего» НЛПера.

Мысленно смоделировать

Смоделируйте внутри себя актуальное состояние, для которой создавалась техника. Мысленно пройдитесь по всем шагам техники. Постарайтесь найти все тонкие моменты и неувязки (то есть у вас будет постоянный переход по циклу Оператор (конструирует шаги) - Клиент (выполняет) - Критик (ищет проблемные места).

Похоже на «Уолта Диснея»: Оператор приблизительно соответствует Мечтателю (ВК), Клиент - Реализатору(К), ну а Критик и есть Критик (Ад).

Внесите изменения и уточнения в описание техники, при необходимости мысленно ещё раз пройдите процесс.

Можно делать в парах. Оператор предлагает Клиенту смоделировать внутри себя заданную проблему, после чего проводит его по шагам техники. Клиент комментирует процесс выполнения каждого шага. В конце Оператор с Клиентом вносят правки в описание техники и повторяют процесс до тех пор, пока он не станет максимально понятным, эффективным и экологичным.

Сделать с собой

Сделайте технику с собой, но только не мысленно, а выполняя шаги в «реальности».

Внесите изменения и уточнения.

Сделать с «адаптированным» Клиентом

«Адаптированный» клиент - человек, знакомый с НЛП. Который более-менее понимает, как техники работают и что от него требуется сделать. И может дать квалифицированную обратную связь - как что воспринималось, все ли шаги понятны, что как работало/ не работало и т.д. Минус - «адаптированные» клиенты могут самостоятельно, безотносительно техники, получить нужный результат.

Сделать с «неадаптированным» Клиентом

Следующий шаг, сделать технику с человеком, не знакомым с НЛП. И посмотреть на результат: действительно ли всё работает, как надо, понятно ли описание.

В идеале стоит сделать с несколькими «неадаптированными» Клиентами.

Описание техники

Сделайте подробное описание техники с подробным описанием шагов и замечаниями по выполнению. Предложите другим, знакомым с НЛП людям, сделать технику по описанию - как с собой, так и с другими людьми, - и соберите от них обратную связь: насколько технику эффективна, что и как работает, какие ещё замечания?

На основе полученной информации внесите изменения в описание техники.

Описание техники будет сильно отличаться в зависимости от уровня знакомства с НЛП читателя: описание техники для мастера НЛП, практика НЛП и особо незнакомого с НЛП человека будут довольно сильно отличаться. Средний уровень - технику может сделать НЛП-практик. Крутой уровень - вы можете описать технику так, чтобы её мог сделать человек с НЛП незнакомый, то есть без использования терминов, подробным описанием шагов и так далее.

ЗАДАЧИ И ИГРЫ

Задачи

Несколько задач на конструирование техник.

1. А.С. – однократная неприятная ситуация в прошлом.
Способ внедрение ресурса определяет Клиент сознательно.
Обязательно использовать экстериоризацию.

2. А.С. - ограничивающее убеждение о причине-следствии, вида «Я должен ...».
Доступ к ресурсу определяет Оператор.
Обязательно использовать гибридизацию.

3. А.С. - регулярно повторяющееся нежелательное состояние в контексте.
Ж.С. определяется Клиентом бессознательно.
Способ доступа к ресурсу определяется Принципом.

4. Ж.С. - создание коммуникативной способности, вроде «быстрое установление раппорта».
Модель изменения: нахождение баланса.
Обязательно использовать разделение на части.

5. Ж.С. - новая идентичность.
Доступ к ресурсу определяет Клиент сознательно.
Обязательно использовать «инструкции бессознательному»

6. А.С. - страх средней интенсивности (не фобия) по поводу предстоящего события.
Ресурс определяется Оператором.
Обязательно использовать пространственные якоря.

7. Ж.С. – новый поведенческий навык.
Обязательно использовать внедрение техники в метафору.

8. Ж.С. – постановка цели.
Обязательно использовать трансовое состояние и работу с частями.

Игры

Несколько игр на конструирование техник.

Концепция техники

Эта игра именно на тренировку быстрого придумывания техник. В ней не требуется подробно описания техники - достаточно описать принцип её работы.

Для игры вам понадобится колода из 54 карт (из которой надо будет выкинуть лишние карты). Определяете актуальное состояние, перемешайте колоду, вытаскиваете карты по очереди и каждой придумываете общую идею техники. Старайтесь с каждым кругом уменьшить время на придумывание техники - начинайте с пары минут, стремитесь к задержке в несколько секунд.

Либо можно использовать генератор заданий.

Можно играть в группе по 3-5 человек, тогда все по очереди тянут карты и проговаривают идею техники.

Примеры

Актуальное состояние - отрицательная эмоция в повторяющейся ситуации (например, раздражение при общении с тёщей).

В [подходящее состояние + якоря] - поставьте на подходящее состояние (например, высокопродуктивное состояние в результате «Алфавита» или «Квадратного дыхания») шкалированный якорь и используйте его при перепроживании ситуации.

8 [нахождение баланса + смена модальности] - определите конфликтующие ценности в ситуации (2-4), задавайте им разные уровни важности и мысленно проигрывайте ситуацию до тех пор, пока не найдёте оптимальный вариант.

3♣ [разрушение паттерна + субмодальности] - определите запускающий образ состояния, мысленно нарисуйте его на стекле и разбейте стекло молотком.

Д [изменение метафоры + субмодальности] - создайте визуальную метафору эмоции в этой ситуации и уменьшите её до оптимального размера.

7 [перенос ресурса + сознательный контроль] - определите подходящее ресурсное состояние для заданной ситуации, вживитесь в него, выберите подходящий физиологический параметр - дыхание, напряжение плеч, ощущение в груди, - и сознательно удерживайте его при мысленном перепроживании ситуации, а потом во время реальной ситуации.

Концепция с определением, кто определяет шаг

В данном варианте при игре тянутся две карты - первая обозначает идею техники, вторая - ограничения. Первая карта, как и в прошлой игре, определяет пару модель - инструмент. Вторая (используются только карты от Валета до Туза) - кто какой шаг в технике определяет: Клиент сознательно, Клиент бессознательно, Оператор или Принцип. Всё остальное как в прошлой игре.

Примеры

Актуальное состояние - замешательство, когда нужно сделать выбор в сложной ситуации.

6 [перенос ресурса + рефрейминг] Т[как проверять ресурс определяет Оператор]

Откалибруйте актуальное состояние Клиента. Предложите ему выбрать три отличающихся ситуации, которые он считает «сложными». Вместе с Клиентом найдите ресурсное творческое состояние, в котором он способен придумывать новые способы действовать. Предложите Клиенту, находясь в этом ресурсном состоянии, найти для каждой из «сложных» ситуаций не менее пять различных вариантов оценки. Для проверки результата попросите Клиента рассказать, как он теперь оценивает ситуации, которые он раньше считал сложными. Калибруйте состояние Клиента - если конгруэнтность заметно выросла, результат достигнут.

5♠ [увеличение выборов + разделение/объединение] К [как внедрять ресурс определяет Клиент сознательно]

Предложите Клиенту визуализировать часть, которая вызывает замешательство. Выясните её намерение. Спросите Клиента, какие ресурсы нужны части для того, чтобы она была более гибкой и могла действовать в этой ситуации более эффективно и экологично. Клиент вспоминает ситуации, в которых у него были нужные ресурсы и передаёт эти ресурсы части. После передачи каждого ресурса Клиенту предлагается мысленно проиграть ситуацию и определить, какие новые варианты поведения там у него появились.

Концепция с ограничениями

Играется в группе 3-5 человек.

Карты, как в предыдущей игре. Но плюс другие участники задают дополнительные ограничения (для вытянутого набора карт):

  • обязательно использовать кинестетические якоря;
  • использовать ролевые переходы;
  • при изменении убеждения должна использоваться кинестетическая метафора;
  • обязательно использовать шкалирование;
  • техника должна быть встроена в метафору;
  • и т.д.

Мысленное моделирование техники

В группе 3-5 человек. Набор карт как в первой игре.

Задаётся актуальное состояние, все тянут карты, есть 5 минут придумать максимально подробное описание техники.

Через 5 минут все по очереди описывают свой вариант техники, а остальные члены группы моделируют процесс внутри себя и дают обратную связь.

ГЕНЕРАТОР ЗАДАНИЙ


В самом простом варианте будет предложено Актуальное Состояние (проблема), модель и инструмент изменения (но задание можно усложнить). Ваша задача - максимально быстро придумать общую идею техники. Например:

Задание: Актуальное Состояние - отрицательная эмоция в повторяющейся ситуации; модель изменения - подходящее состояние; инструмент - якоря. 
Идея техники: "Поставьте на подходящее состояние (например, высокопродуктивное состояние в результате «Алфавита» или «Квадратного дыхания») шкалированный якорь и используйте его при перепроживании ситуации".

Задание: Актуальное Состояние - замешательство, когда нужно сделать выбор в сложной ситуации; модель изменения - перенос ресурса; инструмент - рефрейминг; проверку результата делает Оператор.
Идея техники: "Откалибруйте актуальное состояние Клиента. Предложите ему выбрать три отличающихся ситуации, которые он считает «сложными». Вместе с Клиентом найдите ресурсное творческое состояние, в котором он способен придумывать новые способы действовать. Предложите Клиенту, находясь в этом ресурсном состоянии, найти для каждой из «сложных» ситуаций не менее пяти различных вариантов оценки. Для проверки результата попросите Клиента рассказать, как он теперь оценивает ситуации, которые он раньше считал сложными. Калибруйте состояние Клиента - если конгруэнтность заметно выросла, результат достигнут."

По теме

Онлайн-курс «Конструирование техник НЛП»

Телеграм-марафон «Конструирование техник НЛП»