с 31 мая
онлайн-марафон

🤹‍♀️ Фокусы языка: паттерны

речевые приёмы изменения убеждений
20 заданий в telegram на 10-20 минут в день
до 22 мая 3000 2000 руб

Фокусы языка – это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные – это 14 паттернов Роберта Дилтса, которые мы и будем разбирать и тренировать на этом марафоне.

Примеры заданий

Противоположный пример

Придумайте для каждого из предложенных убеждений по два фокуса языка «Противоположный пример»: один - сообщение о противоречии, второй - предложение Клиенту самому найти противоречие.

– Неудача - следствие плохой подготовки.
– Я не могу менять свою профессию, потому что это будет считаться изменой.
– Мужчина должен быть всегда уверенным в себе.
– Никогда богато не жили, нечего и начинать.
– Мои усилия никогда не приведут к значительным результатам, так как мир полон талантливых и успешных людей.

Выявление убеждений по тексту

До этого убеждения предлагались явно, так сказать преподносились на блюдечке. Но в жизни так бывает редко - скорее вам приходится делать предположение об убеждении на основе какого-то рассказа.
Здесь 7 текстов: люди рассказывают о своём убеждении и аргументируют свою позиции (не всегда рационально). Ваша задача сделать достоверное предположение о каком убеждении идёт рассказ. И придумать по 3 любых фокуса языка к каждому убеждению.

От вас не требуется угадать абсолютно точно, но понять главное направление мыслей человека.

— Мне говорят, что я могу достичь большего и что у меня есть потенциал. Но я понимаю, что это не мое, и мне не хочется тратить свою жизнь на погоню за успехом. Я просто не вижу в себе сил, чтобы достичь чего-то значимого. Я всегда считала себя средним человеком, который не способен на великие дела. К тому же я не обладаю достаточным упорством и решительностью. Мне всегда было сложно сделать первый шаг, и я часто теряюсь в своих сомнениях и страхах.

Разбор видео

В этом отрывке из фильма «Здесь курят» показан пример использования фокусов языка «Намерение» и «Иерархия критериев». Фокусы языка здесь используется для того, чтобы показать аудитории приемлемость собственной позиции и аморальность позиции оппонентов. И сменить убеждение относительно табачной промышленности, интересы которой он лоббирует.

Сначала главный герой Ник Нейлор влезает в разговор с неожиданной оценкой ситуации. Его цель - порвать шаблон (а сработавший фокус языка рвёт шаблон) и сразу задать другую рамку восприятия ситуации. Это хороший пример того, что срабатывание рефрейминга (напоминаю, что фокусы языка - вид рефрейминга) очень сильно зависит от момента использования. Если бы он все те же слова сказал в процессе обсуждения такого эффекта они бы не вызвали.
– Джоан, какую выгоду может табачная промышленность получить от смерти этого юноши? Я даже больше скажу, наоборот, что уж там лукавить, мы потеряем покупателя. Наша надежда, наша выгода заключается в том, чтобы Робин жил долго и курил.

Здесь Ник Нейлор пытается изменить убеждение, что табачные кампании виноваты в смерти (вероятно близкой) Робина Уигерса. И он сначала определяет хорошее намерение табачных компаний - мы зарабатываем (на продаже сигарет). И аргументирует, почему им невыгодна смерть Робина - мы потеряем покупателя.

Потом он показывает циничность намерений оппонентов - они зарабатывают на смерти:
– Давайте на чистоту, Джоан, и вы уважаемые гости. Нужно всем понять одну простую вещь: Роны и Гуди этого мира хотят, чтобы Робины Уигерсы умирали. И знаете почему? Чтобы их бюджеты увеличивались! Это не что иное, как торговля человеческим горем и вам сэр должно быть очень стыдно.

И после этого разрыва шаблона он подстраивается к аудитории. Показывая, что табачные компании собираются бороться с детским курением:
– К слову сказать, скоро мы запустим пятидесятимиллионную компанию с целью отучить детей от курения.

И в конце применяет фокус языка «иерархия критериев»:
– Думаю, все со мной согласятся, что нет ничего важнее здоровья американских детей.

В результате явно заранее против Ника Нейлора настроенные участники шоу начинают реагировать по-другому, что показывает изменение их взглядов.