Нейрологические уровни можно исследовать не с точки зрения логических построений, а потому, как вы это «переживаете» внутри.
Возьмём эмоцию, например радость.
Я беру эмоцию из-за обычно имеющегося опыта у большинства думать о ней разными способами, о которых ниже.
Можно поиграться лингвистически:
-
поведения - радоваться (переводим номинализацию в глагол);
-
способность - уметь радоваться;
-
ценность - радость;
-
идентичность - радостный человек;
-
миссия - радующийся мир.
Можно поисследовать внутреннее представление. Например, вы можете думать о «радости», как:
Ко всем вариантам, как это может восприниматься, стоит добавлять «возможно», «вероятно», «лично для вас».
-
о процессе в данный момент времени («радоваться») - и это будет «просто эмоция»;
-
о достаточно долгом процесс - и это уже можно назвать «чувством»;
-
долгий и стабильный процесс, при этом чувство слабой интенсивности - это уже «настроение»;
-
как об умении «радоваться» - это можно назвать способностью;
-
как о важности «радоваться» - и это будет восприниматься, как ценность;
-
о возможности «радоваться» - и это по переживанию будет близко к способности;
-
как о процессе, продолжающемся долго во времени и контекстах - и это как даже не знаю как назвать;
-
если к процессу из предыдущего пункта добавить желание это получить - будет восприниматься как цель;
-
а если добавить важность - как ценность;
-
как о способности радоваться, продолженной в времени и контекстах и важной - и это тоже будет восприниматься, как ценность;
-
как о чём-то, что вас кардинально характеризует (человек радующийся) - и это уже ближе к идентичности;
-
окружающие вас люди радуются и это привлекательно для вас - миссия;
-
о возможности, которая есть у всех в мире, и это привлекательно для вас - то получится миссия, но большая, чем в предыдущем варианте;
-
если добавить важности - скорее всего миссия будет переживаться и как ценность;
-
и так далее.
Я бы сказал, что все эти разные способы восприятия «радости» определяются всего тремя вещами:
-
модальностью - важно, разрешено, способен, интересно, хочу;
-
интенсивностью - не очень важно, важно, очень важно, КРАЙНЕ ВАЖНО;
-
распространённостью - по контекстам, людям, времени, пространству.
Можно ли это организовать в какую-то иерархическую систему? Вряд ли, тут скорее получается гетерархия - довольно сложно организовать в единую иерархическую систему радость со слабой интенсивностью, но во всех контекстах, сильную радость в данным момент времени и не очень привлекательную возможность всех во всём мире радоваться.