Упражнения по НЛП НЛП в картинках

- Папа, что такое опера? 
- Это такое место, сын, куда приходишь, садишься, думаешь прошло уже 3 часа, а посмотришь на часы – прошло всего 15 минут.

Эта статья про управление скоростью времени. Вы все наверняка знаете, что время действительно замедляться на больших скоростях, но никого в космос мы отправлять не будем. Замедлять и ускорять будем ваше субъективное время. Тем более, что этот эффект вам знаком: при ожидании самолёта или в очереди время может тянуться долго, а при чтении интересной книги или просмотре хорошего фильма практически пролетает. Это всё проделки мозга.

Управление субъективным временем позволяет делать много весьма интересных вещей. Например, если вы замедляете внешнее время вы можете переделать кучу дел, а если ускоряете - время поездки или полёта пройдёт быстро и незаметно. Во время игры в пинг-понг или теннис, замедление времени позволит вам следить за шариком или мячом и успевать вовремя реагировать: профессиональные игроки обычно это и делают - замедляют время. Впрочем, умение замедлять время полезно и во всяких единоборствах - тогда в вашем восприятии противник двигается медленно. Думаю, вы найдёте ещё много вариантов того, как можно использовать управление скоростью времени.

Немного о терминах. Я буду говорить о скорости мышления, когда речь идёт об скорости обработки информации, особо не связанной с происходящим в данный момент вокруг вас например, при размышлении, чтении книги, рении кроссворда или игры в судоку. Скорость восприятия - скорость вашего субъективного восприятия событий вокруг вас: разговоров людей, полёта теннисного мяча, движения машины. Замедление времени - это когда ваша скорость восприятия быстрее ритма текущих событий, а ускорение времени - наоборот, когда скорость вашего восприятия медленнее.

Скорость мышления

Мы можем думать с разной скоростью. Как говорят, соображать быстро. Или медленно. Вот скоростью соображения можно довольно просто научится управлять. 

 

Для начала, нужно научиться скорость мышления вообще осознавать. Первое маленькое упражнение. У каждого состояния есть свой ритм: попробуйте ритм текущего состояния отстучать рукой или ногой. А теперь увеличьте скорость - ритм убыстрится, уменьшите скорость - ритм замедлится. Соответственно, ваши постукивания станут быстрее или медленнее. Это выражение скорости мышления в кинестетической модальности.

В визуальной модальности скорость мышления будет проявляться в скорости (тавтология :) ) просмотра «внутреннего фильма»: вспомните какую-то приятную или нейтральную ситуацию и просмотрите фильм о ней с нормальной скоростью, а теперь замедленно, а теперь убыстренно. 

В аудиальной модальности скорость мышления будет, например, проявляться в скорости внутреннего диалога - себе можно что-то говорить медленно, быстро, совсем быстро.

А теперь можно синхронизировать все эти три модальности: смотрите фильм о ситуации, выражая скорость постукиванием ладони или стопы, и описывая себе то, что происходит в этой ситуации: «Я иду. Поднимаюсь на холм. Осматриваюсь». 

На больших и маленьких скоростях внутренний диалог становится неразборчивым - тогда его удобнее отключить.

Ещё потренируемся управлять скоростью. 

У большинства людей скорость «слеплена» с энергией - уровнем эмоционального возбуждения: с увеличением скорости растёт и «адреналин».

 

 

Но удобно их научаться разлеплять - чтобы ускорение мышления не становилось «лихорадочным». Возьмите приятную спокойную ситуацию и просмотрите фильм о ней, сохраняя расслабленность и позитив - и отстукивая ритм рукой. Уменьшите скорость фильма, увеличьте скорость, сохраняйте расслабленность и позитив. 

Да, возможно это будет трансовое состояние, но это нормально - выход за привычные области «скорости - энергии» погружает в транс. Самое главное, что вы это состояние контролируете.

Сделайте растяжку скорости мышления - постарайтесь её сделать как максимально медленной, так и максимально быстрой.

Представьте себе шкалу: например, от 0 до 10 (или от 0 до 100 - как удобнее), 0 - самая медленная скорость мышления, 10 - самая быстрая. Ну и ручку (или рычаг, или ползунок) управления - крутите ручку и скорость меняется. Потренируйтесь.

 

 

Понятно, что мы сейчас сделали растяжку и шкалирование скорости мышления.

Проверка: возьмите какой-то текст, и читайте его с разной скоростью: медленно (3), очень медленно (2), средне (5), быстро (7), очень быстро (9), средне (5). При этом сохраняйте подходящий уровень энергии (расслабленности) и знак (позитивно или нейтрально - как хотите). Понятно, что читать нужно так, чтобы понимать написанное.

Это ещё не скорочтение - там используется ещё несколько интересных «фишек», - но навык, который уже позволяет читать быстрее. Впрочем, здесь это больше для тренировки управления скоростью мышления.

По шагам

1. Осознание скорости мышления

Выразите скорость мышления постукиванием ладони или стопы.

2. Управление скоростью

Увеличивайте и уменьшайте скорость мышления:

в кинестетической модальности - постукивание ладони или стопы;

в визуальной модальности - скорость фильма;

в аудиальной модальности - скорость внутреннего диалога.

В конце синхронизируйте модальности между собой: одновременно смотрите фильм, проговаривайте содержание и отстукивайте скорость.

3. Разделение скорости и энергии

Потренируйтесь менять скорость мышления оставаясь на одном уровне энергии: например, расслабленно. Ну и позитивно тоже.

4. Шкалирование и растяжка

Доведите скорость мышления до максимума и минимума. Сопоставьте её со шкалой и выберите символ управления.

5. Проверка

Читайте с разной скоростью текст.

6. Тренировка

Тренируйтесь на практике мыслить с разной скоростью. Определите, в каких контекстах какая скорость будет наиболее подходящей.

Скорость восприятия

А теперь займёмся скоростью восприятия происходящего вокруг. В принципе, большая часть сделана - навык управления скоростью мышления довольно просто применить к скорости восприятия. Но я хочу предложить чуть другой вариант - смоделировать ваши уже существующие навыки.

Почти наверняка вы оказывались в ситуациях, когда ваше восприятие ускорялось, а внешнее время замедлялось. Выберите ситуации, когда это приносило вам пользу: вы очень быстро и качественно делали дела, или это происходило во время игры в волейбол и вы успевали отбить мяч, или очень быстро разобрались в критической ситуации.

Теперь вспомните, как вы воспринимали ситуацию в этот момент - лучше в визуальной модальности.

 

 

Какие субмодальности у картинки. Чаще всего бывает, что в разных частях скорость кино различна, например, в центре быстрее, а по краям медленнее. Или в центре всё движется, а по краям всё застыло. Весьма возможно, что быстрая часть ярче, контрастней, в фокусе и так далее. Но нам нужно найти критическую субмодальность - что нужно менять в картинке, чтобы скорость восприятия увеличилась или уменьшилось.

Как искать критическую субмодальности описано здесь.

Аналогично сделайте с ситуацией, в которой ваше восприятие было замедленно, а внешнее время ускорялось: вы очень субъективно быстро доехали на поезде, или время в ожидании пролетело мигом. Точно так же выясните критическую субмодальность ускоренного времени - скорее всего она будет коррелировать с критической субмодальностью замедленного времени: например, скорость кино в центре картинки выше краёв - замедленное время, если медленнее - ускоренное.

Теперь осталось только потренироваться в управлении скоростью восприятия, меняя критическую субмодальность - довести её до максимума и минимума; совместить со шкалой с ручкой управления, проверить работоспособность и использовать в жизни.

По шагам

1. Ситуация с замедленным временем

Выберите ситуацию, в которой внешнее время вами воспринималось как замедленное, и это принесло вам пользу.

2. Критическая субмодальность

Определите критическую субмодальность, управляющую скоростью времени.

3. Ускоренное время

Сделайте первый два пункта для ситуации с ускоренным временем.

4. Шкалирование и растяжка

Доведите скорость восприятия до максимума и минимума. Сопоставьте её со шкалой и выберите символ управления.

5. Проверка

Понаблюдайте за происходящим вокруг, меняя скорость восприятия. Управляйте так же уровнем энергии (уровнем адреналина) и знаком.

6. Тренировка

Тренируйтесь на практике воспринимать и действовать с разной скоростью. Определите, в каких контекстах какая скорость будет наиболее подходящей.

Как использовать

Несколько идей о том, как это можно использовать. Часть я уже называл, но здесь чуть более структурно.

Для начала, я бы порекомендовал точно так же отшкалировать энергию и знак - это позволит создавать приятные состояния изменения времени.

 

 

Для контроля за большинством состояний - от эмоций до транса, - в большинстве случаев как раз хватает контроля этих трёх характеристик: энергии, знака и скорости.

В любом случае

меняйте скорость восприятия и мышления в комфортных пределах.

Совершенно не обязательно «гнать процессор» без необходимости.

И для чего можно использовать.

Высокая скорость мышления позволяет:
быстро читать - хотя я бы порекомендовал использовать и другие приёмы быстрого чтения;

быстрее принимать решения;

просто быстрее думать.

Низкая скорость мышления позволяет:

спокойно проводить время;

получить больше удовольствия от чтения.

Высокая скорость восприятия позволяет:

делать дела быстрее;

быстро реагировать на внезапные события;

провести долгий - долгий день на пляже;

нормально играть в пинг-понг, теннис, бейсбол;

быть более успешным в единоборствах.

Нормальная скорость восприятия полезна:

для создания раппорта;

для понимания собеседника;

для того, чтобы «быть в ритме» происходящего.

Низкая скорость восприятия позволяет:

замечать большей деталей - на высокой скорости они иногда теряются;
отдыхать;

субъективно быстрее долетать, доезжать и стоять в очереди.

При этом полезно уметь быстро переключаться с низкой скорости на высокую - например, если я куда-то еду на велосипеде по лесу, я могу замедлить время, но если вдруг на дорогу кто-то выбегает, появляется препятствие - я резко ускоряю время, чтобы вовремя и правильно среагировать.

Где проходим:

Тренинг "Погружение"

По теме:

Подстройка под скорость и энергию

Модель НЛП:: Субмодальности