Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Мы познаём мир при помощи трёх процессов: обобщения, опущения и искажения.
При обобщении мы расширяем опыт на другие контексты – например, по опыту наблюдения за несколькими людьми делаем выводы о том, как ведут себя люди «вообще»: «Все люди врут».
При опущении происходит исключение какой-то информации, например субъекта или объекта действия: «Окно разбили».
А при искажении мы преобразуем структуру – строим связи между событиями: «Депрессия приводит к пьянству».
С одной стороны это позволяет обработать информацию и привести её в удобоваримую форму, с другой – часть информации при этом теряется. Вот метамодель как раз и описывает, как восстановить потерянную информацию. Для обобщения – выйти за границы, для опущения – восстановить утерянную информацию, для искажения – восстановить правильную структуру.

Убеждения образуются при помощи всё тех же процессов познания: обобщения, опущения и искажения. И можно подумать о фокусах языка, как о процессах, обратных опущению, обобщению, и искажению: восстановлению информации, выходе за границы и восстановлению структуры.

Вообще говоря, в «классической» метамодели есть паттерны направленные на изменение убеждений: «Причина-следствие», «Чтение мыслей» и «Модальные операторы возможности и необходимости», - то есть по сути являющиеся фокусами языка.

У Роберта Дилтса фокусы языка описаны с точки зрения стратегии воздействия, здесь же нам нужно рассмотреть их с точки зрения цели воздействия.

Цели воздействия фокусов языка

1. Намерение: восстанавливаем информацию о цели убеждения [восстановление информации].

2. Переопределение: обращаем внимание на аналогичную структуру [восстановление структуры].

3. Последствия: восстанавливаем потерянную информацию о последствиях [восстановление информации].

4. Разделение: с одной стороны, мы стараемся восстановить структуру [восстановление структуры], меняя убеждение на похожее, с другой – выйти за границы, показать контекст, где убеждение не работает [выход за границы].

5. Объединение: с одной стороны, мы стараемся восстановить структуру [восстановление структуры], меняя убеждение на похожее, с другой – выйти за границы, показать контекст, где убеждение не работает [выход за границы].

6. Аналогия: обращаем внимание на аналогичную структуру [восстановление структуры].

7. Изменение размера фрейма: мы ищем такой контекст, в котором убеждение уже перестаёт быть истинным [выход за границы].

8. Другой результат: восстанавливаем информацию о цели убеждения и ищем более важную цель убеждения [восстановление информации], [выход за границы].

9. Модель мира: просто предлагаем другое, более «правильное» убеждение.

10. Стратегия реальности: восстанавливаем структуру убеждения, исследую процесс его создания и/или внутреннее представление [восстановление информации], [восстановление структуры].

11. Противоположный пример: ищем контекст, где убеждение не работает [выход за границы].

12. Иерархия критериев: восстанавливаем информацию о цели убеждения и ищем более высокую цель [восстановление информации], [выход за границы].

13. Применение к себе: применяем правило убеждения к самому убеждению [восстановление структуры].

14. Мета-фрейм: создаёт убеждении по поводу убеждения – что позволяет и выйти за границы, и восстановить потерянную информацию, и восстановить структуру [выход за границы], [восстановление информации], [восстановление структуры].

**. Причина-следствие: восстанавливаем структуру убеждения вида «Х вызывает Y» [восстановление структуры].

**. Чтение мыслей: восстанавливаем структуру убеждения вида «Я знаю, что Z» [восстановление структуры].

**. Модальные операторы возможности и необходимости: выходим за границы ограничений, попутно восстанавливая полную структуру убеждений типа «Я должен ...» (которое является убеждением о причине-следствии, но при этом следствие потеряно) [выход за границы], [восстановление структуры].

По целям воздействия

Так как в некоторых фокусах языка используются одновременно несколько процессов, они будут одновременно в разных группах.

Восстановление информации

  • Намерение.
  • Другой результат.
  • Последствия.
  • Иерархия критериев.
  • Мета-фрейм.
  • Стратегия реальности.

Выход за границы

  • Изменение размера фрейма.
  • Противоположный пример.
  • Объединение.
  • Разделение.
  • Мета-фрейм.
  • * Модальные операторы возможности и необходимости

Восстановление структуры

  • Аналогия.
  • Переопределение.
  • Объединение.
  • Разделение.
  • Мета-фрейм.
  • Применение к себе.
  • * Причина-следствие.
  • * Чтение мыслей.
  • * Модальные операторы возможности и необходимости.

 

И для наглядности всё это в виде кругов Эйлера:

Раскрутки (фокусы языка) в виде кругов Эйлера

По теме

Модель НЛП:: Метамодель

Модель НЛП:: Фокусы языка

Курс:: Фокусы языка

Статья:: Метамодель и фокусы языка в виде кругов Эйлера