Для начала попробуем проблемы разбить на несколько групп, типов. В зависимости от более подходящего описания актуального и желаемого состояний. А вот уже в зависимости от типа проблемы можно будет подобрать и способ изменения (технику).

Учтите, что здесь вопрос именно в более удобном, более подходящем способе описания.

Для каждой группы будет описание Актуального Состояния, Желаемого Состояния и подходящие техники НЛП, как способы попасть из АС в ЖС.

Внутри группы уже придётся ориентироваться на контекст применения техник. Например, «Коллапс якорей» меняет состояния, а «Интеграция конфликтующих частей» способна работать с более сложным поведением, вроде «трудно вставать по утрам». «Интеграция конфликтующих частей» работает с внутренними конфликтами, а «Решение коммуникативных проблем при помощи трёхпозиционного описания» – с межличностными.

1. Не знаю чего хочу, неопределённость

Представление, что хочется изменить (АС) и что хочется получить в результате (ЖС) смутное, неопределённое и непонятное. Описание ситуации часто на уровне «плохая жизнь», «общая неустроенность», «неопределённость в семье» и тому подобное. Естественно, сюда так же будут относиться ситуации со смутно описанной целью (то есть Желаемым Состоянием), вроде «хочу чего-то нового», «надо бы заняться собой», «хочу улучшить жизнь».

Не обязательно в таких словах, но общее представление – человек не очень понимает, что он хочет изменить и тем более, что он хочет вместо этого. Есть только смутные образы и общие слова. Или много-много конкретных образов которые все находятся в одной куче и постоянно мелькают. Или много неконкретных образов в этой куче. Короче, человек не может определиться.

Соответственно нам всё нужно уточнить, прояснить и конкретизировать. На выходе должно получиться более менее чёткое представление как об Актуальном Состоянии, так и о Желаемом Состоянии. Метамодель нам в этом может очень сильно помочь, а вот про что задавать вопросы – с этим поможет модель SCORE. SCORE вообще основная модель сбора информации при консультировании и даёт представление об изменении во времени: из прошлого – через настоящее – в будущее. При этом этак в 80% ситуаций чёткого определения хватает, чтобы решить проблему. Ни до каких формальных техник дело даже не доходит.

То есть модель SCORE о чём собирать информацию, а метамодель - как собирать.

Техники постановки и уточнения целей:

2. Специфические паттерны

Есть набор достаточно характерных паттернов, для которых обычно существуют специальные техники. Которые обычно ни с чем другим не работают. «Взрыв навязчивости/компульсии» работает только с навязчивостями, а «Лечение приобретённых аллергий» как вы догадались, работает только с аллергиями.

При этом в большинстве случае с этим самым специфическим паттерном особо больше ничего и не работает. Так что если у вас явно определяется именно этот тип проблемы – а они имеют довольно характерные признаки, – просто делайте соответствующую технику.
  • навязчивость – Взрыв навязчивости;
  • фобии и страхи – Быстрое лечение фобий (единственная в этом списке техника, которая убирает вообще любые сильные якоря, а не только с фобиями работает);
  • импринты (буквально переводится как «запечатление», это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений) – Реимпринтинг;
  • аллергии – Лечение приобретённых аллергий.

3. Замена

Проблема в том, что делаю, что не хочу делать. И хочу заменить на что-то другое. Это довольно общая идея, так что если остальные варианты описания (кроме неопределённости и специфических паттернов) не походят, можно остановиться на этом. Сейчас я чего-то боюсь, а хочу быть спокойным; я испытываю восторг, а хочу нежность; я убеждён, что должен за всё отвечать, а хочу верить во что-то другое; я трачу много времени на социальные сети и хочу это прекратить; не могу прекратить отвлекаться на мелочи и так далее.

При описании проблемы Клиент часто использует фразы: не хочу; не могу; не получается; хочу, но не делаю.

– Я сейчас остерегаюсь собак, а хочу к ним относиться спокойно.

– Хочу ложиться спать вовремя, но по вечерам сижу за долго во Вконтакте.

– Ну никак у меня не получается заниматься спортом.

– Не могу себя заставить приходить на работу вовремя.

– Пора прекратить раздражаться на бабушку.

4. Конфликт

Часто проблему удобнее описать, как внутреннее противоречие: между частями, целями, намерениями людей. Конфликт характеризуется тем, что человек оказывается в точке, где ему сложно сделать выбор между разными сторонами. То есть это ситуация с ограниченным ресурсом: временем, силами, деньгами, – который человеку сложно в данный момент оптимально распределить.

Например, один из регулярно встречающихся внутренних конфликтов, это конфликт между «сейчас» и «потом», или между «хочу» и «надо», или между «настоящим» и «будущим». «Сейчас» – это то, что мы можем получить или получаем прямо сейчас, в данный момент. Это может быть удовольствие, комфорт, радость, сытость… «Потом» – это будущее. Пример такого конфликта – когда сложно встать утром. С одной стороны хочется ещё поспать (удовольствие сейчас), с другой – если опоздаешь, начальник будет недоволен и может лишить премии (возможные проблемы, но потом). Или ещё вариант такого конфликта – если я съем этот кусочек торта мне будет приятно прямо сейчас, но такая пища вредит фигуре.

Или конфликт может быть между двумя важными вещами, между которыми очень сложно выбрать. Завтра экзамен и нужно готовиться, но нужно поехать на день рождения к брату, а то он обидится. Или с одной стороны надо бы сходить в фитнес зал и позаниматься, с другой стороны пора прибраться в квартире. Или сколько сил надо отдавать работе, а сколько семье.

При описании проблемы Клиент часто использует конструкции: с одной стороны – с другой стороны; хочу и так – и так; нужно и то – и это; хочу это – а надо делать другое.

– С одной стороны нужно заниматься спортом, с другой – хочется приятно провести время.

– Хочу эту булочку, но нужно думать о фигуре.

– Нужно и написать отчёт, и ответить на почту.

– Человек надоедает, но неудобно ему грубить.

Определяем стороны в конфликте и помогаем распределить ресурсы: договориться, найти оптимальный баланс.

5. Не тот размер

Часто не нравится не само поведение (в широком смысле – эмоции, реакции, действия), а его размер. То есть качественно всё устраивает, а количественно нет. Например, мотивация есть, но её не хватает. Человек считает, что злиться в какой-то ситуации действительно полезно, но ему хочется чтобы её стало поменьше. Совершенно прекращать есть не стоит, но уменьшить количество еды ... Работа устраивает, но хочется получать за неё больше денег, а не как сейчас.

При описании проблемы Клиент использует фразы: слишком много; не хватает; больше; меньше; мало.

Поведение подходит под контекст, но хочется что-то увеличить или уменьшить:

– Больше мотивации.

– Меньше тратить времени на соцсети.

– Увеличить доход.

– Слишком много раздражаюсь.

Определяем текущий размер и меняем до нужного размера.+ Управление интенсивностью переживаний – меняем субмодальности кодирующие интенсивность переживания.

  • Размер переживания – создаём метафору состояния и подбираем подходящий размер.
  • Ресурсирование – добавляем ресурсы (при помощи якорей, субмодальностей, прямо) так, чтобы получить подходящую интенсивность.
  • Регулировка интенсивности переживаний – подбираем подходящее расстояние (во временном представлении) до события.
  • Шоколад леди Годивы – цель нравится, а как достигать – не очень.
  • Шкалирование – учимся управлять интенсивностью эмоции или чувства.

Примеры

Возможные‼️ типы проблем исходя из описания.

– Не могу понять, чего я хочу в жизни - неопределённость.

Знаю, что надо написать доклад, но даже ещё не начал - конфликт.

– Даже сама мысль о полёте на самолёте вызывает у меня панический страх - фобия, специфический паттерн.

– Мне не хватает уверенности в себе, чтобы самой знакомиться - размер.

– Надо прекратить есть на ночь - замена.

– С одной стороны надо заняться домашними делами, с другой и собой бы тоже стоит позаниматься - конфликт.

– Не уверен, что мне стоит достигать эту цель - неопределённость.

– Не могу бросить курить - навязчивость, специфический паттерн.

– Сейчас готовка еды меня дико раздражает, а я хочу относиться к этому спокойней - замена.

– У меня есть ограничивающее убеждение, которое я хочу изменить - замена.

– Мне не хватает сосредоточенность при работе со статьями - размер.

– Какое-то общее ощущение того, что всё идёт не туда - неопределённость.

– Я цель себе определил и постоянно её визуализирую, но так ничего пока делать и не начал - постановка цели, неопределённость.

– Есть куча дел, которые я постоянно откладываю - конфликт.

– Мне кажется, что я работе уделяю слишком много сил в ущерб семье - конфликт.

– У меня сезонная аллергия - аллергия, специфический паттерн.