Задача рефрейминга - сменить оценку поведения или ситуации. То есть сделать оценку поведения или ситуации положительной вместо отрицательной и наоборот. Этот процесс можно рассмотреть с точки зрения того, что происходит с критерием оценки.

Возьмём рефрейминг смысла: «Он не жадный, он экономный». У человека есть (регулярное?) поведение, которое кто-то называет «жадничать», а можно назвать «экономить». Ну, не дал кому-то сотку в долг. В обоих случаях идёт фокусировка на цели поведения - то есть на намерении. Но в исходном варианте предлагается негативное намерение, а во время рефрейминга она меняется на позитивное. То есть критерием оценки поведения является позитивность/негативность намерения.

Ещё один рефрейминг смысла: «Это не хамство, а обратная связь». Есть поведение, которое кто-то называет «хамством», а мы - «обратной связью». Здесь аналогично - либо хотел нагрубить, либо помочь. Критерий оценки поведения - позитивность/негативность намерения.

Рефрейминг контекста. Надпись на «Оке»: «Зато не пешком». За кадром остаётся, что мол машина маленькая, дешёвая, ненадёжная. Что предлагается сделать в рефрейминге? Найти место критерия в иерархии. «Мерседес» лучше чем «Ока», но «Ока» лучше, чем ходить пешком. То есть здесь мы меняем сам принцип оценки - не абсолютный хорошо/плохо, а относительный лучше/хуже.

Ещё рефрейминг контекста, из анекдота. Врач говорит женщине:
- Мне не нравится ваш муж.
- Мне тоже. Но [зато] он такой хороший отец.

Здесь предлагается сменить фокус внимания на другой и, возможно, более важный критерий: «он мне не нравится» - «он хороший отец».

Так что пока получается:

  • при рефрейминге смысла мы ищем намерение с противоположной оценкой;
  • при рефрейминге контекста либо меняем способ оценивания с абсолютного на относительный (и наоборот); либо ищем другой (более важный) критерий.