Ментальное пространство - это наше субъективное представление категорий. Приятные события находятся в одном месте, неприятные - во втором, нейтральный - в третьем. Аналогично, разные места в нём для друзей и врагов; ценностей и антиценностей; прошлого, настоящего и будущего.

Зная, как организованы категории в ментальном пространстве, можно делать множество полезных вещей: менять оценку группе ситуаций, превращать проблемы в задачи и заменять убеждения.

С использованием категорий многое можно сделать намного проще, чем при помощи классических приёмов НЛП, вроде сдвига субмодальностей или коллапса якорей. В последнем случае нужно будет собрать отдельно информацию по каждой ситуации - найти критическую субмодальность или набор ресурсов. А здесь достаточно перенести ситуацию из категории в категорию. При чём выявить субмодальности для этих категорий можно только один раз.

Когда вам нужно переоценить большую кучу ситуаций, которых объединяет только то, что они вам не нравятся, перенос из категории в категорию - очень полезная вещь.

Категории

 

Категории - очень прикольные штуки. Они позволяют не раскладывать элементы опыта по «коробочкам» и задавать правила взаимодействия с каждой коробочкой. В этой коробочке «стулья» - мы на них сидим, здесь «самолёты» - мы в них летаем, здесь «враги» - мы их не любим и стараемся не общаться, в этой коробочке «ценности» - это то, что для нас важно иметь.

Категоризуем мы всё подряд - вещи, действия, идеи, людей, отношения. У нас в языке все глаголы и существительные (кроме имён собственных) - это категории. И кажется это такой чуть ли не врождённый навык. Но это не совсем так - мы этому учимся. В Австралии есть племя аборигенов, для которых категоризация весьма сложный процесс. Например, у них один крокодил, два крокодила, три крокодила - это разные слова.

Здесь мы будем больше фокусироваться на оценочных категориях: «приятные ситуации», «ценности», «качества», «завершённые цели» или «нужные отношения». С такими категориями вообще очень забавно - мы помещаем в неё объект и она меняет у него субъективные характеристики: если переместить ситуацию из категории «неприятные события» в категорию «нейтральные события» - ситуация будет восприниматься более спокойно; если переместить человека из категории «важные для меня люди» в категорию «не важные для меня люди» - изменится способ общения с этим человеком; переносите поведение из категории «плохо контролирую» в категорию «контролирую» - и вы можете этим поведением лучше управлять. Просто

категории находятся на более высоком логическом уровне по отношению к включённым в них объектам.
Для описания оценочных категорий ближе метафора банок с раствором (та же коробка, но герметичная): в одной сахар, в другой соль, в третьей уксус, в четвёртой чистая вода. Вы переносите кубик сыра из банки с солью в банку с уксусом и он становится из солёного кислым, переносите в банку с чистой водой - и он становится пресным.

Понятно, чтобы объект попал в категорию, он должен соответствовать определённым критериям. Например, если мы хотим сделать ситуации из неприятной нейтральной мы как раз и должны эту оценку изменить. В НЛП для этого есть куча способов, от сдвига субмодальностей до коллапса якорей. Но мы можем

просто переместить ситуацию из категории «неприятные ситуации» в категорию «приятные» и это изменит её восприятие.

Или задачу из «сложные» в «решаемые», человека из категории «люди, которых ненавижу» в категорию «люди, к которым равнодушен», поведение в ситуации из «неэффективное» в «эффективное». Во многих случах это намного проще и быстрее, особенно если нужно разобраться с группой ситуаций. Ну, представляете, у вас три десятка неприятных ситуаций, а вы раз - и быстренько сделали их нейтральными.

Но это только один из приёмов. Объекты как-то организованы внутри самой категории. Например, цели могут быть более или менее важными внутри категории «цели», а решения быть более или менее удачными, но всё так же в категории «решения». И этим тоже можно управлять с большой пользой.

К тому же мы можем менять характеристика самих категорий и, соответственно, характеристики объектов внутри. Например, мы можем сделать категорию «враги» менее значимой вместе со всеми людьми внутри или категорию «прошлое» на субъективной линии времени переместить вперёд, где она будет находиться в большем фокусе внимания.

То есть при работе с категориями мы можем:
  • переносить объекты из категории в категорию;
  • по-другому распределять объекты внутри категории;
  • менять оценку самой категории (и объектов внутри неё).

Но не всегда деление на категории лучший выбор. Разделение объектов на категории - дискретный процесс, объект либо в одной категории, либо в другой (либо в третьей или четвёртой, если категорий больше). Либо хороший человек, либо плохой, либо справляюсь с ситуацией, либо нет. Иногда удобнее как раз не делить на категории и представлять всё как континуум: у каждого человека есть плюсы и минусы; с этой ситуацией я справляюсь лучше, чем с этой. В таком случае больше времени и сил уходит на определение места объекта в этом континууме, с категориями обычно всё получается быстрее, но и нет такого жёсткого деления.
Например, у большинства людей есть три основные категории: будущее, настоящее и прошлое. А есть те, для кого время субъективно не делится на категории - это непрерывный процесс, а прошлое, настоящее и будущее просто его участки. И линия времени (о которой чуть дальше) организована несколько иначе.

Если у большинства людей убеждения - это отдельная категория вещей, в которые я верю (и есть вещи, в которые не верю, и те, в которых сомневаюсь), у некоторых такого чёткого разделения нет: просто в разные вещи они верят с разной интенсивностью. Такой континуум без чёткого разделения на области.

Упражнение

Подумайте, на какие категории и по какому критерию вы делите (в скобках даны примеры):

  • события вашей жизни (важность: важные/неважные; оценка: приятные/неприятные/нейтральные);

  • ваши цели (размер: маленькие/средние/большие/глобальные; реализация: реализованные/в процессе/готов начать/думаю);

  • людей (близость: родственники/друзья/знакомые/незнакомые; оценка: хорошие/нейтральные/плохие/враги);

  • качества (полезность: необходимые/полезные/нейтральные/вредные).

Ментальное пространство

Ментальное пространство как раз та область, где мы определяем взаимосвязи между большим количеством объектов и распределяем их по категориям (если распределяем). Для большинства людей это будет происходить в визуальной системе, просто потому что она единственная, которая позволяет одновременно работать с большим количеством объектов.

При этом координаты в этом визуальном пространстве: расстояние, направление, высота - обычно важнее остальных субмодальностей, вроде яркости образа, размера, цветности и т.д.

Для определения места в ментальном пространстве удобнее пользоваться не прямоугольной декартовой системой координат, а цилиндрической (извините за математику). Соответственно, у нас будет:

  • расстояние до образа;

  • высота: кому-то удобнее считать «от пола», кому-то «от уровня глаз»;

  • правее - левее: тут можно для удобства использовать метод часов - прямо впереди 12 часов, справа 3 часа, слева - 9, сзади - 6.

При этом в разных контекстах изменения в этих координатах будут обозначать разное: например, расстояние до образа при представлении событий обычно определяет интенсивность переживания, в контексте времени - дальность события во времени, а в контексте социальных отношений - близость человека.

Термин «ментальное пространство» предложил Лукас Деркс, как область представления социальных категорий и взаимодействий между людьми, и красиво это назвал «социальная панорама». Место образа человека в этом пространстве определяет ваше к нему отношение: друзья в этом пространстве находятся в одном месте, враги - в другом, а нейтральные люди - в третьем. Точно так же в разных местах будут располагаться члены семьи, коллеги по работе, жители родного города и т.д.

В этой главе я постараюсь продемонстрировать основные принципы работы с категориями. Будет подробное описание нескольких техник с демонстрациями, но стоит понимать, что если вы замените «негативные ситуации» и «позитивные ситуации» на «контролируемое поведение» и «неконтролируемое поведение» или «желательные качества» и «нежелательные качества» дизайн техники особо не поменяется.

Упражнение «Разметка ментального пространства»

Это упражнение для тренировки разметки ментального пространства - так как для каждой системы категорий разметка будет меняться. Потренируемся на достаточно простом: оценке ситуаций, но при желании вы можете взять и что-то другое.

  1. Определите, на какие категории вы делите ситуации по оценке.

  2. Для каждой категории выберите по 3-5 примеров.

  3. Определите место в пространстве (обычно кодируется именно местоположением) для каждой категории.

Например.

- Я делю категории на негативные, нейтральные и позитивные. Область негативных ситуаций расположена на расстоянии от 30 до 50 сантиметров, от 12 до 10 часов, высотой где-то сантиметров 30 и на уровне лица. Область позитивных ситуаций приблизительно такого же размера, тоже на уровне лица, но правее - с 1 до 3 часов. Область нейтральных ситуаций достаточно маленькая, расположена на уровне живота по центру, такой шар диаметром 20 сантиметров на расстоянии ладони.

Из категории в категорию

Многие вещи с использованием категорий можно сделать намного проще, чем при помощи классических приёмов НЛП, вроде сдвига субмодальностей или коллапса якорей. В последнем случае нужно будет собрать отдельно информацию по каждой ситуации - найти критическую субмодальность или набор ресурсов. А здесь достаточно перенести ситуацию из категории в категорию. При чём выявить субмодальности для этих категорий можно только один раз.

Когда вам нужно переоценить большую кучу ситуаций, которых объединяет только то, что они вам не нравятся, перенос из категории в категорию - очень полезная вещь.

По принципу построения эти техники строятся по похожему шаблону.

  1. Сначала определяем категории, с которыми мы работаем, и критерии их разделения.

  2. Калибруем ментальное пространство - выясняем субмодальности нужных категорий.

  3. Потом исследуем последствия переноса из категории в категорию - плюсы и минусы.

  4. И переносим объекты из категории в категорию, с экологической проверкой и привязкой к будущему.

Напоминаю, что для разных контекстов одни и те же субмодальности могут иметь разный смысл: близость к центру может обозначать больший фокус внимания для целей, нейтральную оценку для ситуаций или более важных людей в «социальной панораме».

Таким способом вы можете:

  • менять оценку ситуаций, перемещая негативные ситуации в нейтральные, нейтральные в позитивные

  • менять убеждения (техника будет описана дальше);

  • создавать и убирать какие-то способности и качества;

  • работать с целями, например превращая мечты в цели, недостижимые цели в достижимые, а постоянно откладываемые цели в текущие задачи;

  • менять оценку людей, с далёких на близких, с вредных на нейтральных, с врагов на требующих осторожного отношения.

Техника «Проблемы или задачи»

О том, что нам нужно сделать, можно думать как о проблеме и как о задаче. Обычно это несколько разные способы восприятия, каждый со своими плюсами и минусами. При чём представление о том, что такое «проблемы», и что такое «задачи» могут довольно сильно отличаться для разных людей.

Плюс могут быть и другие категории - это стоит исследовать, но сейчас возьмём типичный случай, когда категорий всего две.

Здесь мы как раз сначала определим различия между этими категориями, а так же по каким критериям одни события относятся к проблемам, а какие - к задачам.

Например, когда вы думаете о чём-то, как о «проблеме» - это вызов и хорошо подходит для дел, которые нужно сделать срочно. А «задачи» более удобны для длительного последовательного достижения. Или «проблемы» - что делать не нравится, а «задачи» - делать нравится. Вариантов может быть много.

А потом займёмся, собственно, сортировкой - что-то кладём в «задачи», что-то в «проблемы».

1. Определение категорий

Определите, что такое для вас «проблемы», а что такое «задачи». По каким критериям вы разделяете эти категории.

2. Калибровка ментального пространства

Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как проблемы. Найдите область в ментальном пространстве, где расположены эти ситуации.

Например: слева на 10 часов, внизу, на 1,5-2 метра от меня, тёмные, неподвижные.

Аналогично, выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как задачи. Для этой категории тоже найдите место в ментальном пространстве.

Например: прямо передо мной на 12 часов, на уровне глаз, на расстоянии 70 см - метра, яркие, кино.

3. К чему приводит перенос

Переместите пару ситуаций из категории «проблемы» в категорию «задачи» и оцените для каждой:

  • Как это изменит ваше восприятие?

  • Какие плюсы и минусы вы от этого получите?

  • Вам более полезно думать об этом как о задаче или как о проблеме?

Верните ситуации в исходную категорию.

Возьмите пару ситуаций из категории «задачи» и перенесите в категорию «проблемы». Ответьте на те же самые вопросы. Верните ситуации в исходную категорию.

4. Список ситуаций

Составьте список ситуаций, которые вы хотите изменить в своей жизни. Распределите их по категориям «проблема»/«задача» в зависимости от того, как вы сейчас их воспринимаете.

5. Перенос

Теперь последовательно переносите (или оставляйте) ситуации из списка в те категории, которые им больше подходят.

Для каждой ситуации после переноса проверяйте:

  • Как изменилось восприятие ситуации?

  • Не повредит ли вам такой способ восприятия ситуации?

  • Как изменится ваше поведение в этой ситуации?

Демонстрация

Оператор: - Мне нужен желающий, который хочет разобраться в том, какие дела ему полезнее считать проблемами, а какие - задачами. Хорошо, Света, выходи. Ты готова разобраться в этом вопросе прямо сейчас?

Клиент: - Да, готова. Но ведь думать о чём-то как о проблеме плохо, лучше как о задаче?

О: - Как раз сейчас и разберёмся, как это для тебя. В зависимости от того, какое значение ты вкладываешь в понятие «проблема», а какое - в понятие «задача» и что чем тебе полезнее считать в каком случае. Для начала, как будем называть то, что мы будем делить на эти две категории?

К: - Дела - подходящее слово. То, что нужно сделать.

О: - Хорошо, дела. Определи, пожалуйста, какие дела для тебя «проблема», а какие - «задача»?

К: - Проблемы - это что-то неприятное, с ней трудно справляться, но надо. Задача - это то, что просто нужно сделать.

О: - Как я понял, и проблема, и задача - это то, что нужно сделать. Но проблема - это что-то неприятное?

К: - Да. И то и то - это дела, но проблемы - это неприятные дела. В том смысле, что мне не очень нравится эти дела делать. А задачи - это то, что мне делать нравится. Или, в крайнем случае, я к этому отношусь нейтрально.

О: - Проблемы и задачи для тебя отличаются тем, что в первом случае действия для решения тебе не нравятся, во втором - нейтральные или приятные?

К: - Да, так.

О: - А какие действия тебе не нравятся обычно?

К: - Сложные. Те, в которых нужно разбираться, знаний не хватает или навыков, мне нужно сейчас документы в банк на кредит подавать и со всей этой документацией надо разбираться. И есть ещё вещи, которые мне просто не нравится делать, вроде поездки в налоговую. Задачи - это то, с чем можно относительно легко справиться. Сходить в спортзал, презентацию сделать по работе.

О: - Хорошо, подумай. По какому основному критерию ты делишь дела на проблемы и задачи?

К: - Мы поговорили и я поняла, что главный критерий - есть ли у меня уже все нужные навыки, знания и информация или нет.

О: - Нужно дополнительно учиться или нет?

К: - Да!

О: - В чём плюсы и минусы, когда ты думаешь о чём-то как о проблеме, и как о задаче?

К: - Когда задача - просто идёшь и делаешь. Это плюс. Минус с задачами в том, что я при их решении не ищу новые варианты, использую только уже имеющиеся навыки и знания. И после решения задачи нет такого кайфа, как после решения проблемы - ну сделал и сделал. Проблема - да, это неприятно, но я учусь новому. И это вызов для меня. И когда с проблемой всё-таки разбираешься, это такой всплеск, вау, я молодец!

О: - Тебе не нравится учиться?

К: - Нравится. Но мне нравится учиться заранее и учиться тому, что нравится. А с проблемами приходится учиться в процессе и часто не совсем тем вещам, которым мне учиться нравится.

О: - Хорошо. Посмотрим как эти категории представлены в твоём ментальном пространстве. Возьми три - четыре дела, которые ты воспринимаешь или воспринимала как проблемы. То есть это могут быть текущие дела или то, с чем ты уже справилась. Где находится та область, в которой они располагаются?

К: - Это область на уровне глаз около метра в диаметре, на расстоянии вытянутой руки и чуть слева. Сами образы проблем небольшие, с ладонь размером.

О: - Аналогично. Три - четыре дела, которые ты воспринимаешь или воспринимала как задачи. Где находится та область, в которой они располагаются?

К: - Это выше меня, справа, но тоже на расстоянии вытянутой руки. Диаметр области тоже около метра, но образы задач побольше и поярче, чем у проблем.

О: - А что для тебя здесь обозначает, что образ ближе, выше или правее?

К: - Чем левее - тем более сложная задача, выше или ниже - насколько нравится, чем ближе - тем важнее дело.

О: - Отлично. Теперь перенеси пару образов проблем в область задач. Что меняется.

К: - Они становятся менее напряжёнными и более спокойными. Одна вообще просто застыла - я не знаю, что там нужно делать, ей просто не место в задачах. Вторая да, ей как раз место в задачах.

О: - Какие плюсы и минусы от того, что ты их переместила в задачи?

К: - Плюсы - меньше напряжения. Минусы - одной ситуации просто не место в задачах. А достижение второй воспринимается просто как некая рутина, здесь и плюс и минус.

О: - Верни образы на старые места. Если потом захочешь какие-то из них переместить, то сделаешь это. Пока мы просто исследуем, к чему приводит перенос из категории в категорию.

К: - Да, вернула.

О: - Теперь возьми пару образов задач и перенеси в область проблем.

К: - Здесь забавно. Когда я перенесла в проблемы бег по утрам, я поняла, что так даже лучше - получился вызов, добавилось напряжение. И удовольствия от того, что я это делаю, стало больше. А вот когда перенесла в проблемы написание отчётов просто стало тоскливо и неприятно.

О: - Обобщи, какие плюсы и минусы от того, что ты их переместила в проблемы?

К: - В некоторых случаях становится даже лучше - больше удовольствия от решения. И как бы добавляется поиск новых возможностей. Минусы - негатив добавляется.

О: - Хорошо, верни образы на старые места.

К: - Сделала.

О: - Света, возьми немного времени и составь список дел, с которыми ты бы хотела разобраться - это только для тебя, показывать никому не нужно будет. Записывай в два столбика - в одном то, что ты считаешь задачами, в другом, что ты считаешь проблемами.

К: - Сколько всего нужно?

О: - Штук семь - десять пока будет достаточно. Потом ты можешь в любой момент что-то добавить или убрать.

К: - Да, я записала сейчас около десятка.

О: - Замечательно. Возьми какое-то дело из списка проблем и перенеси в область задач. Посмотри, что получилось - лучше ли о ней думать, как о задаче? Если нет, то верни на старое место. Если да - оставь в категории задачи и проверь, не повредит ли тебе это? Представь, как ты теперь будешь это делать: завтра, через неделю, месяц.

К: - Да, перенесла. Об этом действительно лучше думать, как о задаче.

О: - Теперь возьми какое-то дело из списка задач и перенеси в область проблем. Точно так же, посмотри - о ней лучше думать как о проблеме или как о задаче? Если лучше думать как о задаче - верни на старое место, если лучше думать как о проблеме - оставь в категории «проблемы», проверь экологию и сделай привязку к будущему.

К: - Нет, эту оставлю в задачах.

О: - Хорошо. Ну и дальше по очереди - берёшь образ из категории «проблемы», переносишь в область «задачи» и смотришь как лучше. Если не понравилось - возвращаешь обратно. Потом из «задач» в «проблемы». Естественно, те дела, которые ты уже переместила, таскать туда обратно не надо.

К: - А можно сначала разобраться с проблемами, а потом с задачами?

О: - Да, конечно можно и так. Делай как тебе удобно.

...

К: - Сделала. Часть проблем перешли в задачи, часть задач - в проблемы. Тот бег по утрам как раз перенесла в «проблемы». И ещё я поняла, что мне удобнее перекидывать дела из категории в категории в зависимости от ситуации. Например, когда научилась, удобнее перекинуть в задачи, хочется большей остроты и вызова - перекинула в проблемы. Или если нужно поискать новые варианты решения - тоже на время можно в проблемы перекинуть.

О: - Отлично. Тебе понравилось то, что получилось?

К: - Да. Вернусь домой и ещё поразвлекаюсь, очень прикольно.

О: - Спасибо.

Замечания к демонстрации

Часто встречается мнение, что называть сложную ситуацию проблемой плохо, а задачей - хорошо. Я не был бы так категоричен, всё сильно зависит от того, что для конкретного человека обозначает слово «проблема», а что «задача». И от контекста. Вот у Светы здесь «проблемы» были связаны с тем, что ей не нравится делать, но их преодоление приносит больше удовольствия, чем решение «задач». И, соответственно, будут какие-то дела, о которых в какой-то момент времени ей удобнее думать, как о задаче, в какой-то как о проблеме. Или как-то ещё, в принципе можно придумать ещё какие-то категории с другими характеристиками. Понятно, что у вас это может быть совсем по-другому. Например, для кого-то «проблемы» - это ситуации, с которыми они в принципе справиться не могут или не могут справиться самостоятельно, или что-то, о чём они стараются не думать. И такой способ мышления подходит для достаточно небольшого числа ситуаций.

И самое главное: перенос из категории в категорию вы можете сделать в любой момент, не только во время выполнения техники. И такие переносы можно делать в зависимости от ситуации, задачи, контекста, настроения - вот сейчас об этом деле удобнее думать, как о задаче, а сейчас, как о проблеме, а сейчас опять как о задаче.

Техника «Генеральная уборка»

За основу взята техника Ричарда Бендлера «Генеральная уборка», но переделана под работу в ментальном пространстве.

А здесь я хочу показать технику, для которой сначала нужно создать подходящие категории. Зато потом можно быстро менять что угодно: поведения, качества, ценности, убеждения, способности.

А категории нам понадобятся такие, строятся по квадрату Декарта:

  • нет, но хочу, чтобы было;

  • есть, и хочу чтобы было;

  • есть, но хочу, чтобы не было;

  • нет, и не хочу, чтобы было.

1. Создание категорий

Для начала нам нужно эти самые категории создать. Подходов тут как минимум два:

  • можно просто определить им место в ментальном пространстве: вот здесь «есть, и хочу чтобы было», а вот здесь «нет, и не хочу, чтобы было»; обычно при таком варианте интуитивно понятно, какая область лучше подходит для какой категории.

  • второй вариант чуть более долгий: подбираете по три - четыре с заданными характеристиками: вот у меня есть качество, но я не хочу, чтобы оно у меня было; а вот этот навык хочу, чтобы у меня был, - и смотрите, в каких областях эти объекты группируются.

Добавьте в каждую категорию как минимум по три объекта (во втором варианте это не обязательно - там и так они уже должны быть).

Пару слов про категорию «нет, и не хочу, чтобы было» - здесь складируются вещи, которы вам больше не нужны: убеждения и веры, которые вы переросли (вера в деда Мороза), качества, которые вам больше не нужны (застенчивость или эгоизм), ненужные варианты поведения (страх собак, заикание или волнение перед экзаменами) и так далее и тому подобное.

2. Список изменений

Составьте список того, что вы хотите поменять: что хотите убрать, а что добавить. Это могут варианты поведения, оценки людей, воспоминания, цели, убеждения, ценности, качества или способности.

Некоторые вещи просто так убрать не получится, только заменить. Например, прежде чем удалить убеждение нужно найти ему подходящую замену.

Поместите образы этих объектов в соответствующие категории:

  • от чего хотите избавиться в категорию «есть, но хочу, чтобы не было»;

  • что хотите приобрести в категорию «нет, но хочу, чтобы было».

3. Изменение

А теперь переносите объект из «есть, но хочу, чтобы не было» в «нет, и не хочу, чтобы было», делаете экологическую проверку и привязку к будущему. Потом переносите объект из «нет, и не хочу, чтобы было» в «есть, и хочу чтобы было», делаете экологическую проверку и привязку к будущему. И далее по списку, пока все объекты не кончатся.

Если у вас ситуация с заменой, вроде замены убеждения, то, само собой, меняете одно на другое - сначала убираете старое ненужно убеждение и вместо него ставите новое хорошее.

Внутри категории

Перенос объектов из категории в категорию вещь интересная. Но есть и другие забавные штуки - например, как организованы объекты внутри категории. Внутри категории «ценности» эти самые ценности могут быть более или менее важными и, если мы поменяем важность каких-то ценностей, изменятся правила выбора. При этом ценности всё так же остаются в своей категории, никто их в другую категорию не перемещает. Или категория «дела, которые нужно сделать»: дела могут обладать большей или меньшей мотивацией и, соответственно, будут человек будет прикладывать разные усилия для их достижения.

В некоторых случаях перенос из категории в категорию практически невозможен, но вот организация внутри категорий решает всё. Например, события из будущего в прошлое обычно особо не перенесёшь, но вот то, как эти события организованы внутри своих категорий определяет множество вещей: как мы планируем, как ставим цели, как далеко заглядываем в будущее или прошлое и сколько для нас длится настоящее. Это я про линию времени, о которой подробно в следующий раз.

Техника «Переоценка ситуаций»

Такая часто встречающаяся задача: изменить оценку ситуаций с негативных на нейтральные.

Процесс будет практически такой же, если вам надо сменить оценки с позитивных на нейтральные, с нейтральных на негативные или позитивные и тому подобное. Или просто разобраться оценкой ситуаций - какие в нейтральные, какие в позитивные, какие в негативные.

Но здесь будет несколько хитрее, чем в предыдущем случае. Потому что при переоценке одних ситуаций действительно полезно сменить категорию с «негативной» на «нейтральную», но для других удобнее оставить в текущей категории, но сменить уровень «негативности» - было 9, хочу 5. Так что здесь будет комбинация приёмов: и перенос и категории в категорию, и положение внутри категории.

1. Определение категорий

Определите, на какие категории вы делите ситуации в этом контексте. Так же полезно сенсорно измерить критерий отнесения к каждой категории - чаще всего это уровень «позитивности» и «негативности» (как шкалировать характеристики мы уже разбирали). Например, в категорию «позитивные» входят ситуации с уровнем «позитива» выше +5, а в категорию «негативные» - с уровнем негатива выше -4. Соответственно, от -3 до +4 относятся к «нейтральным».

2. Калибровка ментального пространства

Выберите 3-5 позитивных ситуаций из вашей жизни, 3-5 негативных и 3-5 нейтральных. Определите, где в вашем ментальном пространстве находятся область «позитивных ситуаций», область «негативных ситуаций», область «нейтральных ситуаций». Например, область «позитивных ситуаций» может быть спереди от 11 часов до 2 часов, на уровне глаз, на расстоянии 1-3 метра; «негативных ситуаций» - сзади и тоже на уровне глаз, а «нейтральных ситуаций» - слева на 8-9 часов, на уровне пола.

3. Оценка переноса

Перенесите пару ситуаций из категории «негативных» в «нейтральные» и из «нейтральных» в «негативные».

  • Как это изменит ваше восприятие? В частности, как изменится уровень «негативности».

  • Какие плюсы и минусы вы получите от этого переноса?

  • Вам более полезно думать об этой ситуации как о «негативной» или «нейтральной»? То есть, что именно будет более полезно: уменьшить уровень «негативности», но оставить ситуацию в категории «негативные», или перенести её в категорию «нейтральные».

Верните ситуации в исходную категории.

4. Два списка

Сделайте два списка ситуаций:

  • которые вы хотите перенести в другую категорию;

  • которые вы хотите оставить в текущей категории, но сменить уровень «негативности».

5. Перенос

Перенесите ситуации, для которых вы хотите сменить категорию, из области «негативные ситуации» в область «нейтральные ситуации». Для каждой ситуации оцените как изменилась ваша оценка уровня «негативности» после переноса и сделайте экологическую проверку и привязку к будущему.

6. Изменение уровня

Для ситуаций у которых вы хотите только изменить уровень «негативности» и не менять категорию. Сначала определите субмодальность ментального пространства, которая отвечает за уровень «негативности». Потом просто последовательно для каждой ситуации подбираете подходящий новый уровень «негативности», меняя эту субмодальность, делаете экологическую проверку и привязку к будущему.

Демонстрация

Оператор: - Игорь, ты хочешь переоценить некоторое количество ситуаций, я правильно понял?

Клиент: - Да, всё верно.

О: - И как именно ты хочешь их переоценить?

К: - Ну, они у меня довольно неприятные, а я хочу сделать их более спокойными.

О: - Они касаются одного и того же контекста?

К: - Нет, они из разных контекстов. И переживания там разные.

О: - Хорошо, давай начнём. Определи, что для тебя такое «негативная ситуация», «позитивная» и «нейтральная».

К: - Негативные ситуации те, к которым я отношусь плохо, они мне не нравятся и я на них постоянно внимание обращаю. С позитивными похоже - те что нравятся и я о них часто думаю. А о нейтральных я практически не думаю и они ... никакие.

О: - А как ты относишь ситуацию к какой-либо категории? По какому признаку?

К: - По степени противности или привлекательности наверное. Уровень негатива - позитива.

О: - Для начала выясним, как ты сенсорно узнаёшь об уровне негатива - позитива. Как ты их ощущаешь?

К: - Негатив - такое скручивающее напряжение в животе. Позитив - расслабление в области груди.

О: - А нейтральное?

К: - Какое-то лёгкое тянущее ощущение в области солнечного сплетения.

О: - Если плавно менять негатив на позитив и обратно, что меняется в первую очередь?

К: - Степень напряжения - чем сильнее напряжение, тем негативнее. Чем расслабленнее - тем позитивнее. И положение - негатив снизу, позитив сверху.

О: - За чем тебе удобнее следить?

К: - За напряжением.

О: - Давай отшкалируем этот уровень негатива - позитива. Это нам будет полезно для калибровки изменения оценки ситуаций. Например, от минус десяти до плюс десяти. Ноль - нейтрально.

К: - Да, сделал. Максимальное напряжение - минус десять, максимальное расслабление - плюс. Нейтральное - ноль.

О: - Замечательно. Теперь откалибруем твоё ментальное пространство. Выбери по три - четыре негативные, позитивные и нейтральные ситуации для тебя.

К: - Да, выбрал.

О: - Где расположены негативные ситуации.

К: - Передо мной на расстоянии метра - полтора, на уровне груди.

О: - Покажи руками эту область.

К: - Вот.

О: - И внутри себя мысленно обозначь границу этой категории.

К: - Она такая почти прозрачная, какого-то бурого цвета.

О: - А где область нейтральных ситуаций?

К: - Слева на одиннадцать часов внизу, достаточно далеко - в трёх метрах где-то. Граница такая светло-серая получается.

О: - А где область позитивных ситуаций?

К: - Справа на два часа, немного выше уровня взгляда и на расстоянии полтора метра. Граница весёленькая, светлая, с искорками.

О: - Отлично. Давай посмотрим, что будет если перенести ситуацию из категории в категорию. Возьми негативную ситуацию и перенеси её в «нейтральную» категорию.

К: - Она стала меньше, дальше, менее яркой.

О: - Как изменился уровень её негативности?

К: - Было около минус восьми, сейчас стало минус три.

О: - Какие плюсы и минусы от этого переноса?

К: - Я стал к этой ситуации относится более спокойно, отдалённо. С одной стороны это хорошо, с другой - она мне напоминала, что не надо общаться с этим человеком.

О: - Подумай, как тебе полезнее думать об этой ситуации - как о «негативной» или как о «нейтральной»?

К: - Наверно как о негативной, но менее негативной. Я сейчас понятно сказал?

О: - Да, вполне. Перемести образ этой ситуации обратно в категорию «негативные» и поставь пока на старое место.

К: - Не очень хочется, но сделал.

О: - Что у тебя отвечает за уровень негативности, какая субмодальность?

К: - Расстояние - чем ближе, тем уровень негативности выше.

О: - Какой уровень негативности у этой ситуации сейчас и какой ты считаешь более полезным для себя?

К: - Сейчас минус семь, а полезно наверно на минус пять.

О: - Хорошо, отодвинь эту ситуацию на расстояние соответствующее минус пяти, но так, чтобы она оставалась в категории «негативные ситуации».

К: - Да, получилось.

О: - Что будет, если у этой ситуации будет такой уровень негатива?

К: - Я буду спокойнее относится к этому человеку, но помнить, что лучше ему особо не доверять.

О: - Это тебе может как-то повредить.

К: - Нет, не думаю.

О: - Представь себя со стороны завтра, через неделю, через месяц - как Игорь теперь с ним взаимодействует.

К: - Завтра я с ним не пересекусь, но послезавтра - да. Нормально. И через неделю, и через месяц.

О: - Отлично. Теперь посмотрим, что будет, если перенести нейтральную ситуацию в категорию «негативные».

К: - Она становится больше, ближе, ярче и противней.

О: - Хорошо, верни её обратно на старое место.

К: - Да, так лучше.

О: - Итак, у тебя есть список негативных ситуаций, которых ты хотел бы переоценить?

К: - Да.

О: - Сейчас мне бы хотелось, чтобы ты разделил этот список на две части: те ситуации, которые ты хочешь перенести в категорию «нейтральные» и те, которые ты хочешь оставить в категории «негативные», но изменив уровень негативности.

К: - Да, приблизительно сделал.

О: - Если что, всегда можно будет отыграть назад или сменить категорию.

К: - Я понял.

О: - Замечательно. Теперь ты берёшь ситуацию из разряда «хочу сделать нейтральной», переносишь её образ из категории «негативные ситуации» в категорию «нейтральные ситуации», смотришь как изменилась оценка, проверяешь экологию и делаешь привязку к будущему.

...

К: - Перенёс. Оценка сменилась с минус девяти на минус три. Экология - нормально, привязка к будущему - да.

О: - Отлично. Сделай так с остальными ситуациями из своего списка, для которых ты хочешь сменить категорию. Помни про проверку экологии и привязку к будущему.

...

К: - Да, сделал.

О: - Как менялся уровень негатива?

К: - С пяти - девяти до двух - трёх.

О: - Подумай, после какого уровня негатива ситуация становится нейтральной или негативной? Определи границу.

К: - До трёх - нейтральная, выше уже негативная.

О: - А с позитивом?

К: - Там вроде тоже тройка.

О: - Хорошо. Теперь возьми ситуации из списка, которым ты хотели изменить только уровень негатива, но оставить в текущей категории. И похоже - отодвигаешь на подходящее расстояние, оцениваешь новый уровень негатива, делаешь экологическую проверку и привязку к будущему.

...

К: - Да, сделал.

О: - Насколько, в среднем, менял уровень негатива?

К: - На три-четыре балла. Хотя у одной ситуации даже увеличил на пару баллов. А пару подумал и перенёс в «нейтральные».

О: - Классно! Тебе понравилось то, что получилось?

К: - Да, просто отлично!

О: - Спасибо.

Изменение оценки категории

Ещё одна интересная вещь, которую можно сделать в ментальном пространстве - сменить восприятие всей категории.

Например, в демонстрации техники «Проблемы и задачи» Света в процессе выполнения переоценила как категорию «проблемы», так и категорию «задачи».

Можно начать воспринимать категорию «бывшие» более нейтрально, сдвинуть категорию «важные цели» так, чтобы она была больше в фокусе внимания, а «детство» сделать более радостным и приятным.

Естественно, будут меняться и характеристики объектов внутри неё.

Так же можно просто создать новые категории (и соответствующее разделение объектов) - это ваш собственный субъективный мир, организуйте его как считаете более правильным.

Можно так же и какие-то категории убрать. Но тс-с-с, это по секрету.

Техника «Что такое неудача»

Пример того, как можно переоценить категорию и все объекты в неё входящие. По большому счёту это просто субмодальный сдвиг, но только для категории. По шагам довольно просто:

  1. Определяем набор связанных категорий.

  2. Место этих категорий в ментальном пространстве.

  3. Значение координат.

  4. Ищем более подходящее место для категории.

Демонстрация

Оператор: - Оля, ты хочешь по другому относиться к собственным неудачам?

Клиент: - Да, именно к ним.

О: - А как ты сейчас к ним относишься?

К: - Это что-то ужасное. Неудача - это ... всё пропало.

О: - А что такое для тебя «неудача», конкретизируй.

К: - Это то что я начала делать и у меня не получилось закончить. Или закончила с ошибками.

О: - То есть это про какие-то завершённые дела или задачи?

К: - Про дела, которые я завершила ... неудачно.

О: - А какие у тебя с неудачами есть связанные категории? Про дела, которые ты завершила?

К: - Есть ещё «удачи» - когда всё получилось на «ура!», есть «хорошо» - когда сделано и нормально, но без «вау!», и есть просто «нейтрально» - хоть как-то сделано.

О: - И как ты определяешь, что в какую категорию складывать?

К: - Наверно по интенсивности переживания в конце: ВАУ! УХ ТЫ! - молодец - нормально - УЖАС! УЖАС!

О: - Что это за ощущение и где оно у тебя в теле находится?

К: - Это скручивающее ощущение в области солнечного сплетения. Чем сильнее скручивает - тем выше интенсивность. Если по часовой - то вау, против часовой - ужас.

О: - Можешь отшкалировать интенсивность этого ощущения - пусть от нуля до +10 будет уровень «вау», а от 0 до -10 - уровень «ужаса».

...

К: - Да, прошкалировала.

О: - И с какими оценками завершённые дела в какую категорию попадают?

К: - От 8 и выше - в «удачи», от 3 до 8 - в «хорошо», меньше 3 - в «нейтрально». «Нейтрально» наверно даже от плюс 3 до -2. С -7 до -10 - в «неудачи».

О: - А от -2 до -7?

К: - А у меня как-то нет такой категории. Либо слегка плохо, либо ужас, ужас.

О: - Хорошо. Где у тебя расположены эти категории в ментальном пространстве?

К: - «Неудачи» сверху надо мной, на девять часов, прямо, рукой можно потрогать, «удачи» тоже надо мной, только правее на два часа и чуть дальше, «хорошо» - на час и чуть выше уровня глаз и подальше, метр наверное; «нейтрально» уже ниже уровня глаз и посередине и довольно далеко, около трёх метров.

О: - И что в этом пространстве обозначают координаты: ближе - дальше, правее - левее, выше - ниже?

К: - Выше - важнее, правее - положительней, левее, соответственно, отрицательней, чем дальше - тем меньше об этом думаю.

О: - А сколько у тебя ситуаций в категории «неудачи»?

К: - Когда я сейчас туда смотрю много, больше двух десятков.

О: - Хорошо, теперь давай поиграем с твоим восприятием категории «неудачи». Для начала обрисуй область «неудач», мысленно обозначь её.

К: - Получился такой не шар, а немного кособокая фигура, но близкая к шару. Такого свинцового цвета.

О: - Подними её немного вверх, что произойдёт?

К: - Ой, совсем плохо - за дела вообще не стоит браться, а то вдруг случится неудача.

О: - Хорошо, верни на место. Теперь немного опусти вниз.

К: - Стало спокойней - это уже не ужас, а неприятности какие-то.

О: - Верни на старое место. Теперь сдвинь левее.

К: - Ужас становится крайне мерзким.

О: - Верни на место и потом сдвинь правее.

К: - Ужас, но такой, ближе к нейтральному.

О: - Верни на место. Попробуй придвинуть ближе.

К: - Не получится - и так совсем близко.

О: - Тогда сразу отодвинь.

К: - Я тогда теряю к ним интерес.

О: - Верни на старое место. Теперь найди для этой категории более подходящее место на твой взгляд место.

К: - Нашла - подальше, чуть правее и ниже. Теперь это ужас, но не очень противный и я к нему достаточно спокойно отношусь.

О: - И как теперь ты будешь относиться к неудачам?

К: - Они есть, не хотелось бы их совершать, но это уже не ужас, а такой уровень неприятности. Меня это устраивает.

О: - Если это будет так, это тебе ни как не повредит?

К: - Нет, не думаю.

О: - Представь себя в контекстах связанных с возможными неудачами - как Оля там теперь будет вести себя завтра, через неделю, месяц?

К: - Нормально. Возможность неудачи не давит, но я помню о том, что это возможно и стараюсь всё делать лучше и внимательней.

О: - Это то, что ты хотела?

К: - Почти. Я бы ещё одну вещь сделала - добавила бы категорию.

О: - Какую.

К: - «Плохо» - это где ситуации с оценкой от -2 до -7. И часть ситуаций из «неудачи» перенесла бы туда. Располагаться эта категория будет между «неудачами» и «нейтрально».

О: - Хорошо, сделай это. Только ещё проверь экологию и сделай привязку к будущему.

К: - Сделала, вот теперь совсем хорошо. Отлично получилось, спасибо.

Замечания к демонстрации

Оценочные категории создаём сами и сами наделяем их определёнными характеристиками. Не бойтесь, если вам надо - создавайте, убирайте и переделывайте категории. Например, Оля создала дополнительную категорию «плохо» и переместила часть объектов из категории «проблемы». Она научилась сознательно создавать нужные категории и это прекрасно.

Вы сами организуете свой субъективный мир - так организуйте его как удобно вам, переделывайте, настраивайте. Полезно следить за этой штукой, чистить, смазывать и заменять детали - и тогда она будет хорошо работать.

Техника «Баланс фокус внимания»

Ещё вариант - нахождение баланса по уровню внимания на позитивные и негативные ситуации. Предположим, вы делите ситуации на негативные, нейтральный и позитивные - всего три категории. И вы хотите больше фокусироваться на позитивных ситуациях и меньше на негативных. Потому что сейчас вы больше думаете о том, что растут цены, о том, что вы разругались со знакомым и прочих неприятных вещах. А о том, как прекрасно провели выходные с семьёй или какой отличный фильм посмотрели даже особо не вспоминаете.

Что для этого нужно сделать:

  1. Определяете местоположение категорий негативных, нейтральных и позитивных ситуаций.

  2. Выявляете, какая субмодальность отвечает за фокус внимания.

  3. Оцениваете, какой уровень фокуса внимания в баллах от 0 до 10 у категорий сейчас.

  4. Определяете, какой уровень фокуса внимания вы хотите для каждой категории.

  5. Меняете субмодальность фокуса внимания у категорий.

  6. Делаете экологическую проверку и привязку к будущему.

Возможен так же вариант, когда более подходящий уровень фокуса внимания для категорий вы определяете в процессе изменения.

Демонстрация

Оператор: - Андрей, ты хочешь изменить своё восприятие негативных и позитивных ситуаций?

Клиент: - Да, я сейчас слишком концентрируюсь на негативе - что не получилось, что плохого может случиться и вообще как всё плохо. То есть всё время об этом думаю. При этом какие-то приятные вещи проходят мимо меня. И в результате я чувствую себя несчастным. Потому что всё плохо. Хотя вот если сесть и подумать - есть и хорошее и плохое. А от того, что я чувствую себя несчастным лучше не становится.

О: - И что ты хочешь?

К: - Найти более правильный баланс между мыслями о плохих и хороших ситуациях. Чтобы больше думать о хорошем, но и о плохом не забывать.

О: - Хорошо, давай попробуем. На какие категории ты делишь свои ситуации?

К: - Хорошие, плохие и нейтральные.
О: - Где в метальном пространстве расположены эти категории?
К: - Плохие чуть слева на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки. Хорошие справа, практически на три часа, тоже на уровне глаз, но чуть дальше - на расстоянии полутора метров. Нейтральные внизу совсем слева и достаточно далеко - три-четыре метра.

О: - И какая субмодальность у тебя отвечает за то, насколько ты на этой категории фокусируешься?

К: - Выше-ниже - это важность, а чем ближе к центру - тем больше внимания на них.

О: - И что для тебя обозначают эти характеристики?

К: - Важность - насколько важно. Внимание - насколько часто я об этом думаю. Например, ипотека важна, но я не слишком часто о ней думаю, а вот трудности полёта к Марсу не очень для меня важны, но эта тема меня сильно занимает и я о ней и думаю, и за новостями слежу.

О: - Отлично. И что ты сейчас хочешь поменять?

К: - Наверно и важность категорий, и уровень внимания.

О: - Тогда оцени от 0 до 10 уровни важности и внимания категории плохих ситуаций?

К: - Важность на уровне 7-8, а вот внимание 9-10.
О: - А категория хороших ситуаций?
К: - Уровень важность почти такой же, ну может чуть пониже, 6-7. А вот внимания на 5.

О: - А категория нейтральных ситуаций?

К: - Внимание как у позитивных - около 5, а вот важность совсем низкая, около единицы.

О: - Оценки к каким категориям ты хочешь поменять?

К: - В первую очередь к хорошим и плохим. И, возможно, к нейтральным.

О: - Хорошо, с чего хочешь начать?

К: - С плохих ситуаций.
О: - Тогда возьми категорию плохих ситуаций и найди для неё более подходящее место в твоём ментальном пространстве.
К: - Я её сдвинул левее, часов на 10 и чуть ниже.

О: - А если её сдвинуть ещё левее?

К: - Мне становится неприятно, я чувствую напряжение. Если ещё меньше внимания, я перестану вообще думать о проблемах и опасностях и могу попасть в переделку.

О: - А правее?

К: - Тоже становится неприятно, но по-другому. Вроде как не нужно, собирался же меньше думать о плохом.

О: - А если важность сделать чуть больше и чуть меньше?

К: - Больше тоже как-то не хочется, а поменьше - да, стало даже лучше.
О: - И какие уровни важности и внимания получились у категории плохих ситуаций?
К: - Теперь у неё важность около 6, внимание тоже 6.

О: - Такие уровни важности и внимания тебе могут повредить?

К: - Риски чуть возрастут, но я готов с этим смириться ради того, чтобы быть более спокойным.

О: - Отлично. Тогда перейдём к категории хороших ситуаций. Точно так же - найди новое более подходящее место для этой категории.

К: - Ближе к центру и чуть выше. Внимание стало теперь 8, а внимание на 9.

О: - Давай проверим, действительно ли это наиболее подходящее место. Сделай важность чуть больше, потом чуть меньше. И точно так же с уровнем внимания.

К: - Внимание получилось оптимально, как делал больше или меньше тут же становилось неприятно. А вот уровень внимания можно чуть больше, меньше нельзя.

О: - И что получилось в результате?

К: - Ещё чуть к центру сместил. Важность осталась та же, а внимание выросло почти до 10. Ну, до 9,5.

О: - Такие уровни важности и внимания тебе могут повредить?

К: - Нет, они меня полностью устраивают.

О: - У категории нейтральных ситуаций что-то менять будем?

К: - Нет, сейчас я на неё смотрю - её нынешнее положение меня волне устраивает.

О: - Хорошо. Тогда посмотри на все три категории одновременно и подумай, полностью ли тебя устраивает их текущее положение.

К: - Да, вполне устраивает.

О: - И как теперь изменится твоё поведение?

К: - Я больше буду думать о хорошем, действительно больше. И меньше буду заморачиваться по поводу проблем. И буду чувствовать себя намного более спокойным. И уравновешенным.

О: - Тогда сделаем привязку к будущему. Посмотри, как теперь будет вести себя Андрей завтра, через неделю, через месяц?

К: - Да, посмотрел. Действительно ведёт себя более спокойно, но достаточно, скажем так, осторожно.

О: - Это то, что ты хотел.

К: - Да. Хорошо получилось.

О: - Спасибо.

С чем ещё можно работать

Негативные и позитивные ситуации:

  • спокойнее относиться к негативным ситуациям - берёте категорию негативных ситуаций и всю категорию сдвигаете в область, где она будет восприниматься менее проблемно (то есть помещаете её дальше, ниже, левее и т.п.);

  • меньше думать о негативных ситуациях - перемещаете категорию негативных ситуаций, например, за спину.

Немножко социальной панорамы:

  • вы хотите больше внимания уделять друзьям - категорию друзей двигаете в область большего фокуса внимания;

  • вы хотите найти баланс между вниманием к друзьям и врагам (или как вы называете этих неприятных людей) - находите новые положения для категорий так, чтобы вас устроил новый баланс;

  • более спокойное отношение к врагам - сдвигаете эту категорию в сторону понижения уровня негатива.

Работа с целями:

  • можно сделать более важными текущие цели;

  • цели сделать более достижимыми;

  • мечты вывести в область меньшего фокуса внимания.

Линия времени

Линия времени пример того, как может быть организована систематизация событий внутри категорий и как на их восприятие влияет представление самих категорий. При этом перенос между категориями не имеет большого смысла - возможные события из будущего обычно нет смысла перемещать в прошлое или настоящее и наоборот. Но вот организация событий по времени внутри категории - здесь это важно и интересно.

Здесь у нас есть три основные категории: прошлое, настоящее и будущее. Но просто знать, что это событие когда-то было, а это возможно будет мало - нам важно понять насколько далеко в прошлом оно было и в каком порядке эти события происходили. Ну действительно важно, когда я впервые встретился с Юрием, сколько времени мы провели вместе, и что было раньше - он ушёл от меня к Ире или я переспала с Сергеем. Вот для такого упорядочивания событий большинство людей размещают их образы на воображаемых кривых - линиях времени.

Линиями времени пользуются не все люди - где-то 10-15% процентов их не используют.

Линия времени обычно используется для выстраивания очерёдности событий и выстраивания причинно-следственных связей. И то, как она организована, будет влиять на разные умения и предпочтения человека:

  • умение хорошо планировать;

  • правила выстраивания причинно-следственных связей;

  • восприятие целей;

  • привычка диссоциироваться или ассоциироваться;

  • склонность «зарабатываться»;

  • «горизонт планирования» - на сколько в будущее заглядывает человек;

  • следование планам и обязательства по срокам;

  • умение делать несколько дел одновременно;

  • ориентация на настоящее, прошлое или будущее.

При этом для понимания того, было ли событие в прошлом, происходит сейчас или будет происходить в будущем, линия времени не обязательна - для этого можно использовать другие способы. Например, я встречал людей, которые пользуются воображаемым календарём, типа дневника школьника. Или события представляются как набор перелистывающихся слайдов с написанных на них датой. И это всё тоже определённые способы организации ментального пространства.
Можно использовать и другие субмодальности, например, образы отдалённые по времени могут просто быть более блёклыми или серыми. Но таким способом получается довольно грубая оценка: очень давно - давно - недавно - вчера или завтра - ближайшее будущее - когда-то возможно произойдёт.

Как устроены линии времени

Образы будущего обычно у большинства людей находятся справа вверху, чем дальше от человека - тем более далёкое будущее.

То есть в области визуального конструирования, что удобно. Будущее мы именно придумываем, фантазируем. У левшей именно поэтому часто будущее слева вверху.

Настоящее обычно где-то перед нами. С прошлым могут быть нюансы - оно может быть как спереди, так и быть сзади. Будущее чаще всего спереди. Но есть общий принцип - чем дальше образ события, тем дальше по времени оно отстоит, как в прошлое, так и в будущее.

А вот дальше идут интересные особенности, в зависимости от того, какую именно конфигурацию эта линия времени имеет. А конфигурация: прошлое сзади или спереди, линия времени проходит сквозь тело или вне тела - это как раз свойства самой категории. Например, перенесли прошлое вперёд - и вот, на события из прошлого человек обращает больше внимания и может лучше сопоставлять события из прошлого, настоящего и будущего.

У человека может быть несколько вариантов линий времени, которыми он пользуется в зависимости от контекста или задачи. Например, одна для работы и другая для дома.

С тем, как организована линия времени связано сразу несколько метапрограмм:

  • проходит во или вне тела - метапрограмма «во - вне времени»;

  • какая категория находится больше в фокусе внимания - метапрограмм «ориентация во времени»;

  • видимая длина будущего (год - пять лет - тридцать лет) - метапрограмма «фокус сравнения».

Проходит во или вне тела

Линия времени - напоминаю, что это воображаемая кривая - может проходить сквозь тело или полностью находится вне его. Ну, то есть когда вы эту линию мысленно выстраиваете, соединяя образы, она полностью может находиться перед вами или обходить сбоку, или вам придётся провести её сквозь вас. Линия воображаемая, так что когда она так делает - это не страшно.

Люди, у которых линия времени проходит сквозь тело, более склонны:

  • ассоциироваться в ситуацию;

  • сосредотачиваться на выполнении одной задачи;

  • зарабатываться;

  • не брать обязательство по срокам;

  • легко менять планы.

Кстати, те, у кого линии времени нет, показывают много поведенческих признаков именно варианта «во времени».

Люди, у которых линия времени проходит вне тела, более склонны:

  • диссоциироваться от ситуации;

  • легче переключаются между задачами;

  • делать несколько дел одновременно;

  • более тщательно планировать;

  • ответственно относиться к обязательствам по срокам.

Да, люди с линией времени, которая проходит сквозь тела более склонны использовать метапрограмму «во времени», а кого вся линия времени снаружи - «вне времени».

Люди «во времени» обычно двигаются по линии времени ассоциируясь с расположенными на ней событиями - они как бы «идут сквозь время». А вот люди «вне времени» скорее наблюдают за происходящим со стороны.

Из склонности ассоциироваться («во времени») или диссоциироваться («вне времени») вытекает и то, как люди планируют. Людям «вне времени» проще видеть последовательность событий и оценивать время на выполнение задачи. А тем, кто «во времени», это всё сделать сложнее, выполнение задачи они скорее оценивают в неконвенциональных единицах - усилиях на выполнение. И эти усилия им обычно во временные единицы перевести не очень получается, так что и сроки им установить довольно сложно. Но зато люди «во времени» лучше включаются в события.

Естественно, всё зависит от навыков и специальных стратегий - всё, что выше описано, это «в среднем».

Формы линии времени

Линии времени бывают самых разнообразных видов и форм, здесь я опишу наиболее часто встречающиеся варианты.

У правшей будущее обычно располагается спереди справа вверху, в области визуального конструирования. Соответственно, у левшей может быть инверсия.

Позиции прошлого более разнообразны: спереди-слева-вверх, спереди-слева-вниз, сзади-слева-вниз, сзади прямо (обычно для «во времени»).

При этом линия времени обычно имеет наклон к линии горизонта - тогда образы ситуаций частично видны друг за другом. Если линия времени направлена строго вперёд, то человек будет видеть только самую ближнюю ситуацию.

Вариант «во времени» чаще всего выглядит как воображаемая прямая, которая идёт из области спереди-справа-наверху через грудь и сзади-слева-внизу.

Варианты «вне времени» чаще всего либо парабола, где будущее направлено направо-вверх, а прошлое налево-вниз или налево вверх; либо огибающая кривая, где будущее направлено вперёд-направо-вверх, а прошлое - назад-налево-вниз или назад-налево-вверх.

Но встречаются линии времени со всякими изгибами, петлями, неожиданными наклонами и поворотам. Вот примеры «нестандартных» линий времени:

  • у одной девушки линия времени выглядела как очень широкая парабола, так что для представления событий ей нужно было обязательно смотреть либо сильно вправо, либо влево, зато цели и ожидания не торчали всё время перед ней;

  • у одного молодого человека линия времени была как «обратная парабола» - прошлое и будущее были сзади, он видел события только из предыдущей и последующей недели, а планировал максимум на 4-5 дней;

  • пару раз встречалась линия времени в виде спирали вокруг тела: снизу были события прошлого, сверху - события будущего, и человек легко мог сравнить августы этого, прошлого или будущего годов, но не декабри, которые в этот момент были сзади;

  • ещё у одной девушки будущее в конце поворачивало налево, в область визуальных воспоминаний: там у неё находились образы важных целей, которые она не могла менять (так как область памяти) и воспринимала как неизбежные вещи, которых она обязательно достигнет - и достигала.

Ориентация во времени

Ещё на что влияет организация линии времени - на фокус внимания на прошлое, настоящее или будущее.

Это субъективное представление метапрограммы «ориентация во времени».

У людей ориентированных на прошлое обычно образы прошлого находятся перед ними, они более яркие и чёткие, чем образы настоящего или будущего. Они простраивают причинно-следственные связи из прошлого в настоящее: «В последнее время во всех странах медицину оптимизировали - уменьшали количество врачей, больниц. Поэтому когда в прошлом году началась эпидемия коронавируса - системы здравоохранения большинства стран не справлялись. Последствия всего этого мы и наблюдаем сейчас».

У людей ориентированных на настоящее обычно образы настоящего крупные, находятся перед ними и часто закрывают образы будущего (и прошлого, если оно спереди). Причинно-следственные связи не строят, выдают информацию в случайном порядке: «Сейчас в мире что - и беженцы в Европу лезут, и Байдена выбрали, а коронавирус свирепствует».

Учтите, что здесь идёт речь о субъективном представлении о настоящем, а не о философском. Субъективное настоящее может ограничиваться и представлением о текущей ситуации, и включать пять минуть прошлого, происходящее сейчас и пять минут возможного будущего, и представлением от момента как проснулся, до момента засыпания.

У людей ориентированных на будущее обычно более яркие и чёткие образы будущего, а прошлое чаще направлено назад. Выстраивают причинно-следственные связи из настоящего в будущее: «Вот сейчас наконец выпустили несколько вакцин от коронавируса - и сейчас всех привьют и эпидемии конец».

Помните, что будущее отличается от прошлого своей возможностью меняться - если для большинства прошлое стабильно, то будущее изменчиво и может иметь несколько вариантов.

Горизонт планирования

«Горизонт планирования» - насколько далеко насколько далеко в будущее простирается линия времени человека. У кого-то «горизонт планирования» ограничен тремя месяцами, у кого-то может простираться лет на двадцать вперёд. При этом люди с большим «горизонтом планирования» (пять - двадцать лет) обычно склонны к большему консерватизму, чем люди с коротким (несколько месяцев - пара лет) или средним (два года - пять лет).

Горизонт планирования как раз связан с метапрограммой «фокус сравнения» - чем он дальше, тем более человек склонен к сходству.

Выявление субъективной линии времени

1. Регулярно повторяющееся действие

Вспомните какое-нибудь простое действие из повседневной жизни, которое вы неоднократно совершали в прошлом и, скорее всего, будете снова выполнять в будущем. Например: приём ванны, чистка зубов, кофе утром.

2. Представление линии времени

Представьте это своё поведение, например: сегодня, вчера, неделю назад, месяц, год, пять, десять лет.

Аналогично завтра, через неделю, через месяц, через год, через 3 года, 5, 10, 25, 50 лет… Определите «горизонт планирования» - до какого момента в будущем продолжается эта линия времени.

3. Субмодальные различия

Заметьте какие субмодальности связаны с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Посмотрите на картинки из разных времён последовательно в чуть более ускоренном виде. Обратите внимание на цветовые переходы, ясность, контрастность, свет и т.д.

Если различия не столь очевидны, то они становятся более явными, если вы думаете о том, как вы делаете это в разное время одновременно, например представьте, как это было пять лет назад и как будет через пять лет.

4. Нарисуйте схему вашей линии времени

Нарисуйте схему вашей линии времени. Расставьте на ней значения времени.

Редактирование линии времени

1. Поэкспериментируйте с линией времени: изменяйте параметры и отслеживайте плюсы и минусы для разных контекстов.

Например:

  • поменяйте тип линии времени: во/вне времени;

  • будущее спереди или сзади;

  • измените наклон вверх/вниз;

  • измените ширину: ближе к центру/дальше от центра;

  • «горизонт планирования»: три месяца, полгода, год, 3, 5 10, 20 лет;

  • плотность событий на линии времени;

  • и так далее.

2. Верните линию времени в исходное состояние.

3. Выделите основные контексты, где вам могут понадобиться различные линии времени, например: работа, отдых, семья.

4. Для каждого контекста сконструируйте свою линию времени (при желании можно сделать одну для всех контекстов - зависит от вкуса), оценивая пользу и удобство для этого контекста. Проведите экологическую проверку.

5. Начинайте пользоваться новой (новыми) линией времени в нужных ситуациях.

Что почитать

Лукас Деркс. «Социальные панорамы»

Социальная панорама - субъективное представление социальных связей. Термин «ментальное пространство» как раз взят из этой модели Лукаса Деркса.

Андреас Стив. «Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга»

Как раз про категории с точки зрения НЛП.

Джордж Лакофф. «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении»

Ещё одна книжка про категории, но с точки зрения когнитивной психологии.

Где проходим

Успешное Мышление 2

Успешное Мышление 3

Изменение Убеждений

По теме

Модель НЛП:: Ментальное пространство

Конструирование расширяющих убеждений

Техника быстрой смены убеждений