Иерархическая модель личности от Майкла Гриндера.

В человеке много слоев. Вначале мы обращаем внимание на внешний вид людей. Очень быстро мы узнаем об их поведении. Со временем мы сталкиваемся с их стилем мышления. Если мы живем или работаем вместе с ними, то в конечном итоге сталкиваемся с их ценностями. Это похоже на то, как если бы мы продвигались к ядру личности. Эти слои можно описать как "круги личности". Каждый внутренний круг вытесняет внешний круг. Наши впечатления и галлюцинации о человеке, основанные на внешности, заменяются более сложным слоем поведения... который, в свою очередь, вытесняется стилем мышления...

Круги - это не просто еще один способ сказать: "Не судите о книге по обложке".

Корпоративный мир тратит много времени на использование личностных профилей для улучшения коммуникации. Предполагается, что чем лучше каждый человек понимает стиль других, тем эффективнее он может слушать и говорить. Это правда, что обучение чувствительности к стилю мышления приводит к улучшению коммуникации. В то же время различия в ценностях между людьми более критичны, чем различия в стиле мышления. В долгосрочной перспективе я бы предпочел иметь коллегу с похожими ценностями и разным стилем мышления, чем коллегу с таким же стилем мышления, как у меня, но с разными ценностями.

В конечном счете, тренинг по развитию чувствительности к основным ценностям даст наилучшие результаты в общении. Как может выглядеть такой тренинг? Поскольку большая часть того, на что реагирует получатель, - это невербалика общения, мы сосредоточимся именно на невербалике.

Пример из медицины

Все мы сталкивались с тем, что врач сообщает нам результаты анализов. Одним из важных моментов является то, устанавливает ли врач зрительный контакт при передаче результатов. [В невербальном языке зрительный контакт называют "двухсторонней коммуникацией", поскольку в ней участвуют две стороны]. Даже если врач преследует благие цели, зрительный контакт передает результаты на другой уровень пациента, проникая в его сердцевину. "Мне неприятно говорить вам это, но у вас "Х"", - как бы искренне это ни было сказано, обычно интерпретируется как "Я и есть Х!". Конечно, некоторые "иксы" имеют больший вес, чем другие. "У вас рак" - это мощное сообщение.

"У вас "Х"!" бессознательно переводится пациентом как "Я - Х". Страдает не только пациент, но и врач как посланник - под угрозой оказываются сами отношения, необходимые для выздоровления.

Серьезный сдвиг

Передача негативных новостей без зрительного контакта изменяет уровень, на котором получатель воспринимает сообщение. Например, сначала врач благодарит пациента за то, что он пришел на прием, а потом, повернувшись к экрану, говорит: "Давайте посмотрим на этот рентгеновский снимок: вот где находится "Х". Только ЧАСТЬ из них имеет "Х", - это означает, что идентичность человека может помочь в процессе выздоровления.


Кроме того, использование "третьей позиции" позволяет врачу не слишком тесно ассоциироваться с негативным Х - другими словами, пациент приветствует, что врач является частью процесса выздоровления. Конечно, когда сообщение позитивное, мы хотим использовать зрительный контакт, чтобы человек получил сообщение в своей идентичности. Именно поэтому мы говорим: "Я люблю тебя" с помощью зрительного контакта - мы хотим, чтобы сообщение дошло до внутреннего святилища человека.

Как сказать по-другому

Мы хотим, чтобы наша идентичность оставалась позитивной, а негатив оставался на поведенческом уровне. Основной уровень - это "Я есть...", а поведенческий уровень - "У меня есть...". Мне пришлось переучивать себя.

Старый способ Новый способ

"Я дислексик"

"Я астматик"

"У меня СДВГ"

"У меня дислексия"

 "У меня астма".

"У меня симптомы СДВГ".

Переход от "Я..." к "У меня..." помог мне стать более оптимистичным и почувствовать контроль над ситуацией.

Осторожно: Причина негатива

Моя партнёрша Гейл приветствует мою сочувственную поддержку, когда она делится горестями своего дня: "Пробки были плохие, компьютер сломался". До тех пор, пока я не являюсь причиной - сочувствие ценится. Однако попытка активно слушать, когда я являюсь причиной, приводит к катастрофе: "Дорогая, похоже, ты злишься, потому что я забыл забрать детей и сходить в чистку..."

Осторожно: Умение слышать

Когда посыльный мастерски доносит негативные новости в третьестепенной манере, иногда содержание все равно берет верх над процессом. Один мудрый врач предваряет рассказ о плохих результатах анализов словами: "Я поделюсь с вами вашими результатами... скорее всего вы пропустите мимо ушей много важного. Приведите друга на нашу следующую встречу, когда мы будем рассматривать варианты лечения. Ваш друг поможет вам вспомнить о чём мы говорили".

Предостережение: Некоторые хотят двухстороннего общения

Однако до 30% населения не будут уважать нас, если мы не сообщим негативную информацию глядя глаза в глаза. Не забывайте дышать как можно спокойнее.

Circles of Humanness By Michael Grinder & Krista Grinder-Dettloff

Michael Grinder & Associates