Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Убеждение - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. Например: «все должны любить друг друга», «я очень хороший человек», «для того, чтобы хорошо жить, нужно много работать».

Убеждение обычно требует подтверждения в опыте.

Убеждения тесно связаны ещё с двумя важными понятиями: ценностями и критериями.

Ценности - это важные для нас вещи в этом мире, наши внутренние цели.

Ценность обычно описывается номинализацией или прилагательным с номинализацией: счастье, настоящая любовь, искренность, полное спокойствие, долг, счастливая семья.
Ценности условно можно разделить на эмоциональные, связанных с переживаниями: счастье, радость, удовольствие, - и концептуальные: патриотизм, семья, равенство, справедливость.

Антиценности - это вещи, которые мы не хотим иметь: смерть, болезнь, опасность, предательство.

Критерии - это стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения. Например: интересный мужчина - умный, начитанный, выше метр девяносто. В этой фразе «умный, начитанный, выше метр девяносто» - критерии.

Критерием может быть как реализация ценности низшего уровня (умный, начитанный), так и сенсорно измеряемый (выше метр девяносто). В последнем случае говорят о сенсорных критериях.

Вера, в отличие от убеждения, не требует подтверждения в опыте и является более «иррациональной». Поэтому вера обычно касается «непроверяемых» вещей: вера в светлое будущее, вера в бога, вера, что всё в конце концов будет хорошо, вера в смысл жизни и т.д.

Структура убеждений

Убеждения условно можно разделить на две группы:

«правила жизни» - что как устроено;
«отнесение к категории» - что чем является.

 

Убеждение
  • о причине сообщает, что нужно сделать для достижения ценности;
  • о следствии - что произойдёт после достижения ценности;
  • о критериях - что должно произойти, чтобы можно было решить, что ценность удовлетворена;
  • определение - чем является эта ценность;
  • отнесение к категории - к какой категории объект относится.

Правила жизни

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями». Ценность – это категория вещей, которые для нас важны. Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

- Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]

- Деньги - признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]

- Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]

- Свобода - это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».

 

Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности - одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:

- Я должен много работать.

- Он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать.

Просто в этих убеждения обычно «потеряна» вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).

- Для повышения по службе я должен много работать.

- Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать - за опоздания могут уволить.

В метамодели для восстановления полной формы убеждений этого типа используется реакция на паттерн «модальный глагол долженствования или необходимости».

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).

 

Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. Только по фразе понять, о всех ли критериях сказал человек не получится - нужно дополнительно собирать информацию.

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь - это счастье», «правда - это необходимость», и так далее.

«Отнесение к категории»

Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится. То есть для каких «вещей» какие правила выполнены (или не выполнены).

 

 

Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она - красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» - убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «я - гений», «он - идиот», «я - мотогонщик».

- Петров - успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены»]

- «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины»]

- Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья»]

- Здоровье - это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно»]

Полная форма для убеждений этого типа должна включать обоснование, почему «А входит в категорию Б» - обычно это сообщение об удовлетворении критерия: «Петров - успешный бизнесмен, так как у него состояние в миллион долларов».

Идентичность

Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности: «Я - хороший пловец».

Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:
- Я - хороший пловец, так как много тренировался. [причина]
- Я - хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие]
- Я - хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии]
- Я - хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение]
Но в реальности часто всё не совсем так - и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Ограничивающие убеждения жить «мешают» , поддерживающие – «помогают».

Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть расширяющим (полезным) и ограничивающим (вредным). Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Есть некоторые типы убеждений, которые чаще всего оказываются вредными (ограничивающими).

 

 

Безнадёжность

Убеждённость в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

- Никто не может быть полностью счастлив.

- В этой стране невозможно быть свободным.

- Люди не могут не лгать.

Беспомощность

Убеждённость в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь её.

- Я уже не в том возрасте, чтобы начинать свой бизнес.

- Некоторые могут радоваться жизни, а я - нет.

- Я не способен контролировать себя.

Никчёмность

Убеждённость в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

- Я недостоин тебя.

- Я не заслужил быть счастливым.

- Я недостаточно хорош для этой должности.

Зависимость

Убеждённость в том, что цель можно достигнуть только с чьей-то помощью.

- Ты будешь счастлива только со мной.

- Только в нашей фирме вы сможете реализовать свой потенциал.

- Только наше лекарство поможет вам вылечить рак.

Субъективное представление убеждения

Субъективно убеждение имеет сенсорное представление: визуальная картинка, звук, ощущение. Фраза, которую человек произносит, просто служит для описания этого субъективного представления.

Для каждого убеждения есть суммарная репрезентация – субъективное представление самого убеждения, - и база – набор событий, подтверждающих это убеждение.

Способы изменения убеждений

В определённом смысле, в большинстве интервенций приходится работать с убеждениями. Но можно выделить несколько паттернов, специализированных под это.

Фокусы языка - речевые паттерны изменения убеждений.
Техника:: Музей Старых Убеждений
Техника:: Реимпринтинг

Видео

Убеждения о долженствовании

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Структура убеждения

Субъективное представление убеждений

Рекомендуемые книги

 

Роберт Дилтс. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП

Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП

Ричард Бендлер. Технология убеждений (Искусство убеждать)

Стив Андреас. Трансформация Я. Стань таким, каким ты хочешь быть

Джил Андерсон. Думай, пытайся, развивайся

Стив Андреас. Шесть слепых слонов

Где проходим

Изменение Убеждений

Мастерство Коммуникации 3 (фокусы языка)

По теме

Статья:: Системный подход к работе с убеждениями
Статья:: Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье
Статья:: Важное о ценностях, критериях и убеждениях
Статья:: Бессмысленные ценности
Статья:: Телесное редактирование
Статья:: НЛП: Структура коммуникации
Курс:: Фокусы языка: структура убеждений
Техника:: Музей Старых Убеждений
Техника:: Реимпринтинг
Раздаточные материалы:: Изменение Убеждений
Книга:: Искусство убеждать
Книга:: Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП
Книга:: Изменение убеждений с помощью НЛП