Ценности - принципы, качества или объекты, которые обладают внутренней важностью (ценностью) или привлекательностью.

Ценности, критерии, убеждения – основные фильтры восприятия.

Ценности – наши внутренние цели

Ценности – это то, что для человека важно в этом мире, при помощи чего он совершает выбор.

В языке ценности обычно выражены номинализациями или фразами с номинализациями: любовь, счастье, надежность, обеспеченность семьи, уверенность в будущем, карьера и т.д.

Ценности организованы по принципу гетерархии

В данном случае, в каждый конкретный момент времени ценности организованы по принципу иерархии, но эта иерархия меняется в зависимости от контекста. Пример: рейтинг теннисистов, который меняется после каждого соревнования.

Одни ценности важнее, другие мене важны. Именно поэтому мы способны делать выбор: если бы безопасность была бы для нас столь же важна как и экономия времени, куча людей бы бросалась под машины стараясь быстренько перебежать "вот прямо сейчас". Причем эта иерархия меняется в зависимости от контекста - то есть является гетерархией - например, на работе важнее одни ценности, в семье - другие; если ценность долго не удовлетворяется, она становится более важной, а удовлетворённая ценность на время становится менее важной.

Ценности-цели и ценности-средства

Карта ценностей

Все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение и смысл:

- Зачем тебе это нужно?

- Какой тебе в этом смысл?

- Что это тебе даёт?

Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:

- Что для тебя более важно, чем это?

- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». Если же он думает об ценности, стоящей за этим намерением (а намерение – это просто потребность удовлетворить какую-то ценность), то у него будут наблюдаться характерные невербальные реакции: более глубокое и расслабленное дыхание, низкий тонус мышц, расфокусированный зрачок. Понятно, что признаки трансового состояния, но очень даже комфортного трансового состояния. И эти невербальные признаки довольно сильно отличаются от тех, которые возникают если человек думает о ценностях, которые имеют смысл.

Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Признаки терминальной ценности

Человек не может (состояние «удивления» - там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть - найти не могу») найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

Сущностные состояния

На верху иерархии ценностей обычно находятся "сущностные состояния" - их обычно не больше пяти.

То есть сущностные состояния - терминальные ценности и для них нет более важных ценностей.

Сущностные состояния - это очень сильные "трансцендентные" переживания. Обычно их описывают как "глобальную целостность", "единение с миром", "полную гармонию", "тотальное спокойствие".

Критерии сущностного состояния

по Тамаре и Коннирэ Андреас

  1. Это всегда состояние бытия, противоположное тому, что можно делать, или иметь, или знать, или что определяется из отношения к чему-то. Люди используют многие разные слова для описания их состояний. Большая часть Сущностных Состояний сходна с существованием, спокойствием, любовью, одобрением и единством.

  2. Это не зависит от других людей, от «уважения других» или «любви других».

  3. Это не может выражаться возвратным глаголом, похожим на смысл выражения «любить себя».

  4. Это не специфические эмоции, такие, как уверенность, надежда, удовлетворение, смелость, гордость.

  5. Когда вы при движении по иерархии намерений дойдёте до Сущностного Состояния, случится одно из двух:

  • Клиент не сможете идти дальше;

  • Клиент начнет описывать значения и последствия от обладания Сущностным Состоянием, такие, как «вся моя жизнь будет другой».

  1. Имеют место такие физиологические изменения, как расслабление, изменение цвета лица, изменение дыхания, изменение темпа речи. Если вы делаете это один, то вы, вероятно, заметите сильные изменения.

Критерии – это способ измерения реализации ценностей

Ценности внутри, это наши внутренние цели. А человека в гораздо большей степени волнует его внутренний мир, чем то, что снаружи. Но живём мы, не смотря на сопротивление, в этой самой "снаружи" и нам надо как-то связать внутренние цели с окружающей действительностью. Для этого служат сенсорные критерии. Они связываются с ценностью при помощи убеждения о значении. Собственно именно поэтому смысл события обычно намного важнее самого события.
Сенсорные критерии это всегда то, что можно пощупать, увидеть, услышать, измерить – 2 килограмма яблок, 47 сантиметров, 4 раза в день, крик вот такой громкости…
- Нормальная зарплата для меня – это когда получается не менее 200 долларов в месяц.
То есть ценность – "хорошая зарплата", а критерий "200 долларов в месяц".

Убеждения описывают правила взаимодействия с ценностью

Как её достигнуть, что будет после достижения ценности, критерии достижения ценности, определение ценности.

Видео

По теме:

Статья:: Бессмысленные ценности
Статья:: Важное о ценностях, критериях и убеждениях