Ценности, критерии, убеждения – основные фильтры восприятия.
Ценности – наши внутренние цели
Ценности – это то, что для человека важно в этом мире, при помощи чего он совершает выбор.
В языке ценности обычно выражены номинализациями или фразами с номинализациями: любовь, счастье, надежность, обеспеченность семьи, уверенность в будущем, карьера и т.д.
Ценности организованы по принципу гетерархии
В данном случае, в каждый конкретный момент времени ценности организованы по принципу иерархии, но эта иерархия меняется в зависимости от контекста. Пример: рейтинг теннисистов, который меняется после каждого соревнования.
Одни ценности важнее, другие мене важны. Именно поэтому мы способны делать выбор: если бы безопасность была бы для нас столь же важна как и экономия времени, куча людей бы бросалась под машины стараясь быстренько перебежать "вот прямо сейчас". Причем эта иерархия меняется в зависимости от контекста - то есть является гетерархией - например, на работе важнее одни ценности, в семье - другие; если ценность долго не удовлетворяется, она становится более важной, а удовлетворённая ценность на время становится менее важной.
Ценности-цели и ценности-средства
Все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение и смысл:
- Зачем тебе это нужно?
- Какой тебе в этом смысл?
- Что это тебе даёт?
Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:
- Что для тебя более важно, чем это?
- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». Если же он думает об ценности, стоящей за этим намерением (а намерение – это просто потребность удовлетворить какую-то ценность), то у него будут наблюдаться характерные невербальные реакции: более глубокое и расслабленное дыхание, низкий тонус мышц, расфокусированный зрачок. Понятно, что признаки трансового состояния, но очень даже комфортного трансового состояния. И эти невербальные признаки довольно сильно отличаются от тех, которые возникают если человек думает о ценностях, которые имеют смысл.
Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).
Признаки терминальной ценности
Человек не может (состояние «удивления» - там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть - найти не могу») найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».
Сущностные состояния
На верху иерархии ценностей обычно находятся "сущностные состояния" - их обычно не больше пяти.
То есть сущностные состояния - терминальные ценности и для них нет более важных ценностей.
Сущностные состояния - это очень сильные "трансцендентные" переживания. Обычно их описывают как "глобальную целостность", "единение с миром", "полную гармонию", "тотальное спокойствие".
Критерии сущностного состояния
по Тамаре и Коннирэ Андреас
-
Это всегда состояние бытия, противоположное тому, что можно делать, или иметь, или знать, или что определяется из отношения к чему-то. Люди используют многие разные слова для описания их состояний. Большая часть Сущностных Состояний сходна с существованием, спокойствием, любовью, одобрением и единством.
-
Это не зависит от других людей, от «уважения других» или «любви других».
-
Это не может выражаться возвратным глаголом, похожим на смысл выражения «любить себя».
-
Это не специфические эмоции, такие, как уверенность, надежда, удовлетворение, смелость, гордость.
-
Когда вы при движении по иерархии намерений дойдёте до Сущностного Состояния, случится одно из двух:
-
Клиент не сможете идти дальше;
-
Клиент начнет описывать значения и последствия от обладания Сущностным Состоянием, такие, как «вся моя жизнь будет другой».
-
Имеют место такие физиологические изменения, как расслабление, изменение цвета лица, изменение дыхания, изменение темпа речи. Если вы делаете это один, то вы, вероятно, заметите сильные изменения.
Критерии – это способ измерения реализации ценностей
Ценности внутри, это наши внутренние цели. А человека в гораздо большей степени волнует его внутренний мир, чем то, что снаружи. Но живём мы, не смотря на сопротивление, в этой самой "снаружи" и нам надо как-то связать внутренние цели с окружающей действительностью. Для этого служат сенсорные критерии. Они связываются с ценностью при помощи убеждения о значении. Собственно именно поэтому смысл события обычно намного важнее самого события.
Сенсорные критерии это всегда то, что можно пощупать, увидеть, услышать, измерить – 2 килограмма яблок, 47 сантиметров, 4 раза в день, крик вот такой громкости…
- Нормальная зарплата для меня – это когда получается не менее 200 долларов в месяц.
То есть ценность – "хорошая зарплата", а критерий "200 долларов в месяц".
Убеждения описывают правила взаимодействия с ценностью
Как её достигнуть, что будет после достижения ценности, критерии достижения ценности, определение ценности.
Видео
По теме:
Статья:: Бессмысленные ценности
Статья:: Важное о ценностях, критериях и убеждениях