Страх
Однажды чёрной-чёрной ночью на чёрном-чёрном кладбище открылась чёрная-чёрная могила. Из неё вышел чёрный-чёрный покойник и пошёл в чёрный-чёрный дом на чёрной-чёрной улице чёрного-чёрного города. Зашёл в чёрный-чёрный подъезд, открыл чёрную дверь и вошёл в комнату, в которой спала маленькая девочка. Он подошёл к ней и сказал: «Отдай моё сердце!»
Детская страшилка
Страх - одна из самых «популярных» эмоций, а может быть даже самая «популярная». Особенно в кино. Фильмов ужасов не меньше, а может и больше, чем всяких лав-стори. А новости обычно состоят по большей части из рассказов о том, что произошло плохого и опасного.
Давайте будем честными - людям нравится бояться. Людям важно бояться. Начиная с самого юного возраста. Любимые забавы детей - страшные сказки, страшные мультики (или мультики с опасностью, но спасением в конце) и всяческие страшилки. Вспомните множество людей, которые за свои деньги лезут на всяческие «американские горки» и просто опасные места, от высотных зданий и до подземелий. Адреналин!
Даже животные «играют в страх». Мой кот любит поразвлекаться - изобразить, как он меня боится, и «в страхе» убегать. Правда, когда наиграется, ложится на диван и весь страх куда-то исчезает.
Страх - нормальная эмоция.
Как устроен страх
Страх всегда касается событий в будущем, то есть человек боится, что может произойти что-то опасное или неприятное: на него нападут зомби, кто-то обнаружит его ошибку в отчётных документах, он забудет дома телефон, - и испытывает негативные чувства по этому поводу. И эти негативные чувства мотивируют его этих самых неприятностей избежать или, по крайней мере, к ним подготовиться.
То есть намерения у страха самые положительные: защита, предостережение и безопасность.
Другое дело, что этот самый страх может включаться не в том месте, не в то время и не по тому поводу. И быть не той интенсивности. Это страх «неправильный».
Сильный страх переходить дорогу может заставить человека «застыть» на половине пути, фобия огня помешать выбраться при пожаре, а страх высоты - подниматься по лестнице. Фобии или страхи могут быть столь интенсивными, что человек организует свою жизнь под них: подбирает работу, чтобы не летать на самолёте, постоянно моет руки и убирается в доме, боясь заразиться, боится выходить из дому, потому что «а вдруг ограбят».
А вот «правильный» страх включается в нужном месте, в нужное время, по нужному поводу и с нужной интенсивностью. И мотивирует вас быть осторожными, внимательными и не делать глупостей. При «правильном» страхе вы создаёте себе образ ситуаций с субмодальностями достаточно реальной возможной опасности: грузовик может сбить, бойцовская собака укусить, а с незакреплённой лестницы можно упасть. Как я уже писал, для того, чтобы вы могли этой опасности избежать (или подготовиться, если избежать не получается).
Среди всех этих ситуаций возможно есть те, которых бояться вообще не стоит - вроде похищения инопланетянами или взгляда куклы; есть те, которые просто сообщают, что с этой штукой - ножом, топором, бензопилой, - стоит обращаться осторожно и быть внимательным; и, естественно, есть много вещей, которые вполне опасны, вроде машин на шоссе или грабителей.
А есть весьма опасные, но очень маловероятные вещи - на вас упадёт метеорит, город захватят зомби, вас зациклит во временной петле, нападёт бегемот, похитят инопланетяне, унесёт ураган в другую страну. Понятно, что зависит от контекста, так как есть много мест, где ураганы вполне обычное явление, а столкнуться с агрессивным бегемотом более вероятно, чем попасть под машину.
Это я к тому, что есть разные уровни риска. Когда вы летите на самолёте - есть вероятность, что он упадёт; едете на машине - есть вероятность аварии; выходите в лес - вас может укусить энцефалитный клещ; едете в Таиланд - есть вероятность подцепить тропическую болезнь. Это риски, которые мы принимаем. Или не принимаем.
И да, какие-то риски можно минимизировать: привиться от тропических болезней перед поездкой в Азию, попрыскаться отпугивателем клещей, отправляясь в лес, не ездить с лихим или неаккуратным водителем. Но некоторые неприятности просто случаются независимо от нас и мы их не способны предвидеть - и это просто стоит принять.
Правильный страх
Чуть подробнее про «правильный» страх.
Конечно, тут надо разбираться - кому-то удобнее для бдительности и осторожности пользоваться страхом, а некоторым более удобно организовать себя другим способом и использовать другие стратегии для контроля ситуации.
Под «правильным» я подразумеваю
страх подходящего размера и по подходящему поводу.
Есть вещи которых вообще не стоит бояться - ничего полезного в этом нет, вроде страха бесконечности. И эти страхи/фобии стоит просто убрать.
Но многие страхи/опасения достаточно полезны.
Страх «правильного» размера помогает нам быть бдительными и не делать опасных вещей.
Если вы переходите дорогу, опасение скорее всего будет полезно и заставит вас смотреть по сторонам и не бросаться под машины, умеренный страх огня напомнит вам, что не надо совать руки в костёр, а оптимальный страх высоты заставит вас сохранять бдительность на узкой горной тропинке.
Калибровка страха
Теперь давайте научимся калибровать свой собственный страх. И тут у нас будет две важные составляющие: как внутренне представлены «страшные» ситуации и как мы «страх» чувствуем. Понятно, что «страх» как-то представлен внутри - эмоции не появляются сами по себе, они всегда реакция на какое-то содержание. Есть какая-то картинка, звук или ощущение, которые сообщают нам, чего именно бояться.
Страх, как и остальные эмоции, вроде раздражения или счастья, отличается от состояний вроде сна, алкогольного опьянения и других видов транса. В последних нет содержания, которое бы это состояние запустило - просто сдвиг субмодальностей восприятия: кинестетических, визуальных, аудиальных. Для страха должна быть информация о том, чего вы именно боитесь.
Например, когда человек боится высоты, он может представлять, как падает и быстро ассоциироваться в картинку. А когда боится опоздать, представляет, как на него будет кричать начальник. А страх ошибки представляется как лист тетради в клеточку с написанным решением уравнения и красной ручкой зачёркнутым ответом. А-а-а!!!
При этом у внутреннего представления всех этих ситуаций будут общие субмодальности - субмодальности страха. Например:
-
сначала человек видит «страшную» ситуацию со стороны, в которой постепенно нарастает скорость движения, и, когда она становится достаточно быстрой, он ассоциируется в эту ситуацию и в этом момент кино останавливается;
-
человек видит ассоциированно и замедленно, как происходит нежелательное действие - например, он задевает вазу и она разбивается, - и этот ролик зациклен и повторяется, повторяется, повторяется;
-
он внутренне представляет, как его кто-то ругает, и у этого голоса есть характерные интонации и постепенно идёт нарастание громкости.
Собственно, это представление ситуаций в будущем и порождает ощущения, которые обычно называют страхом. Об этих ощущениях мы дальше и поговорим.
Об эмоциях вообще, и о страхе в частности, мы узнаём при помощи мета-кинестетики. Она дислоцируется в передней части туловища от низа живота до шеи. Основные характеристики мета-кинестетики (субмодальности):
-
место - в области солнечного сплетения, груди, шеи, живота, паха;
-
качество - вибрация, дрожь, распирание, сжатие, скручивание, тепло, холод;
-
размер - с пятирублёвую монету, с ладонь, захватывает всю грудь;
-
глубина - ощущение располагается на поверхности или в глубине тела;
-
если есть движение - направление и скорость.
Вспомните ситуацию, когда вы чего-то боялись. Не важно чего - упасть с балкона, опоздать на работу или забыть дома мобильный телефон. Что вы при этом чувствовали?
Например, страх может ощущаться как:
-
скручивающее по часовой стрелке ощущение в животе размером с футбольный мяч;
-
ощущение давления в груди сантиметров десять в диаметре;
-
сильная вибрация, идущая от паха вверх до горла;
-
слабость в области солнечного сплетения.
Плюс, обычно есть и физиологические реакции, например учащение дыхания, ощущение слабости в руках и/или ногах, холод между лопатками, сжатие горла, чувство онемения на лице.
Скорее всего таких признаков будет достаточно много. И они могут меняться в зависимости от ситуации. Поэтому возьмите ещё пару ситуаций, где вы чего-то боялись, осознайте эти чувства и выясните,
что общего во всех этих переживаниях.
Например, в одной ситуации есть скручивающее по часовой стрелке вибрирующее ощущение в животе, ощущение стягивания на лице и слабость в плечах; во второй - вибрация в груди, прохлада ни лице и слабость в плечах; в третьей - скручивающее ощущение против часовой стрелки в области солнечного сплетения и слабость в бёдрах. Что мы видим здесь общего? Вибрация и ощущение слабости в мышцах.
И как раз на этом этапе полезный вопрос: как вы узнаёте, что боитесь? Вы же выбирали ситуации «со страхом» - значит у вас есть какой-то критерий. Да, это могут быть ощущения, которые мы только что исследовали, но это может быть и поведенческие реакции, вроде «остановки мышления» или «замедленности движений». Или как раз субмодальности внутреннего представления.
Управление страхом
В 1886 году в Канаде Dominion Bridge Company приступила к строительству железнодорожного моста, пересекающего реку Святого Лаврентия чуть ниже деревни Конавага. Индейцев-мохоков привлекали при строительстве в качестве подсобных рабочих. По мере продвижения строительства всем стало очевидно, что они были очень странными – у них вообще не было страха высоты. Пока никто не видел, они залезали на пролёты моста и прогуливались по ним спокойно и хладнокровно. Когда одного мохока спросили, почему он не боится высоты, тот ответил: «Мы боимся высоты, как и все люди. Но мы по другому относимся к страху».
Итак, у вас есть страх, небольшого или среднего размера. Но вас не устраивает, что вы его не контролируете: он возникает не вовремя или слишком сильный. А может вам совсем не хочется его здесь иметь. Несколько приёмов и техник - уже знакомых вам - для контроля страха.
Если у вас фобия, ужас или сильный страх - предложенные техники скорее всего не сработают. Для работы с ними есть специальные техники.
Ресурсирование
Самый простой способ разобраться со страхом в какой-то ситуации - добавить нужных ресурсов. Например, при помощи якорей.
1. Вспоминаете состояние страха в ситуации и ставите якорь (например, сжимаете левую руку в кулак).
2. Определяете, какие ресурсы вам помогут с этим страхом справиться.
3. Делаете очень мощный якорь с наложением всех этих ресурсов: вызвали состояние уверенности - усилили - зажали правую руку в кулак - отвлеклись; вызвали состояние спокойствия - усилили - зажали правую руку в кулак - отвлеклись; вызвали состояние расслабленности - усилили - зажали правую руку в кулак - отвлеклись…
Понятно, что триггер для якоря может быть любой, не обязательно сжатие правой руки в кулак.
4. Интегрируете эти два якоря: одновременно сжимаете оба кулака.
5. Проверяете, как будете себя теперь вести в актуальной ситуации. Если не совсем, как хотелось - возвращаетесь на шаг 2 и добавляете ресурсов.
6. Экологическая проверка - не повредит ли новое поведение. Если повредит - возвращаетесь на шаг 2 и добавляете ресурсов.
7. Привязка к будущему: представляете себя со стороны в будущем, как минимум в трёх немного отличающихся ситуациях, похожих на актуальную.
Размер переживания
Эту технику я описывал в главе «Простой селфкоучинг».
Эта техника лучше подойдёт как раз для подбора подходящего уровня страха/опасения для различных ситуаций.
1. Переживание и контекст
Определите переживание (страх), интенсивность которого в актуальной ситуации вас не устраивает.
2. Образ состояния
Представьте себе это переживание в виде какого-то образа такого размера, чтобы его можно было «удержать в руках». Удобнее всего в виде шара. Представьте, что держите его в руках, ощутите, придумайте цвет.
3. Подходящий размер
Разрешите вашим рукам подобрать наиболее оптимальный размер этого состояния (сжать голубой шар до подходящего размера). Помните о том, что это переживание вам полезно, просто его было несколько «многовато» или «маловато», а теперь можно подобрать более подходящую интенсивность.
4. Экологическая проверка
Спросите себя: «Если теперь в этой ситуации у меня будет вот такая интенсивность страха, может ли это мне повредить?» Если «Да» - вернитесь на предыдущий шаг и подберите более подходящий размер.
5. Интеграция
Возьмите этот изменённый образ внутрь себя. Позвольте ему раствориться внутри вас.
6. Проверка работоспособности
Представьте, что вы попадаете в ситуацию, где раньше у вас было «излишний размер» состояния. Что там изменилось?
Шкалирование
Эта техника создаёт навык управлять интенсивностью страха в различных ситуациях.
Обычно шкалирование страха сразу даёт определённое ощущение контроля и меняет к нему отношение: согласитесь, страх, который вы можете контролировать, воспринимается намного лучше неконтролируемого.
1. Состояние страха
Вспомните состояние страха или ситуацию, в которой вы чего-то боитесь. Лучше брать что-то средней интенсивности.
2. Осознание
Определите, как страх проявляется в теле (здесь мы работаем с кинестетикой).
3. Критическая субмодальность интенсивности
Теперь нужно определить критическую субмодальность интенсивности переживания страха - её мы выясняли в главе «калибровка страха».
Страх становится тем сильнее:
-
чем быстрее вращается ощущение;
-
чем интенсивнее давление;
-
чем больше ощущение слабости;
-
чем больше площадь ощущения.
Например, страх вы ощущаете как давление в области груди, с ощущением слабости в животе и онемением в лице. Сильнее всего на интенсивность страха влияет площадь ощущения: самый маленький уровень, это практически точка в центре груди, а максимально сильное ощущение достигается, когда давление распространяется практически на всю переднюю часть тела, захватывая лицо, плечи и бёдра.
4. Шкалирование
Теперь осталось просто прошкалировать эту субмодальность - и интенсивность страха вместе с ней. Выберите для себя размерность шкалы: от 0 до 10, от 0 до 20 или 0% до 100%. Прикиньте, какая интенсивность субмодальности соответствует 0, какая - половине шкалы, какая - максимуму. Теперь несколько раз пройдитесь от нуля до максимума, сопоставляя значения со шкалой и отмечая изменение остальных признаков.
То есть контролируете вы только критическую субмодальность, но отмечаете остальные физиологические изменения.
Например, для шкалы от 0 до 10:
В большинстве случаев не стоит доводить состояние страха до «непереносимого ощущения» - стоит остановиться на более-менее приемлемой интенсивности. Помните об личной экологии: чувствуете слишком неприятные ощущения - уменьшайте интенсивность или вообще прекращайте.
0 - нет ощущения;
1 - слабое ощущение давления в центре груди размером с рублёвую монету;
2 - ощущение размером с пятирублёвую монету в центре груди, появляется лёгкая слабость в животе;
...
5 - давление средней интенсивности размером с ладонь, тянущее ощущение в животе, слабость во внешней стороне плеч и передней части бёдер, лёгкое онемение лица.
…
7 - интенсивное давление во всей груди, сильное тянущее ощущение в животе, лёгкое давление с внешней стороны плеч и передней части бёдер, стягивающее ощущение в лице;
...
10 - интенсивное давление во всей передней части туловища, лице, плечах и бёдрах, скручивающее тянущее ощущение в животе.
Если вам проще контролировать образы, можно придумать метафору управления - вращающуюся ручку, рычаг или штурвал; если аудиально - можно просто называть себе цифру: «один», «три», «семь»; либо просто напрямую управляйте ощущением - например, размером ощущения, как в приведённом примере.
5. Тренировка
Да, надо тренироваться управлять «шкалой страха». Сначала в спокойной обстановке, пять-семь раз пройтись по шкале туда и обратно; потом удерживать нужный уровень во время каких-то дел (4 балла во время мытья посуды); можно посмотреть фильм ужасов, подбирая подходящий уровень страха.
6. Осторожность
Ну а дальше, подбирайте оптимальный уровень страха/опасения для разных ситуаций, так чтобы вас останавливало и заставляло быть бдительными, и в то же время позволяло контролировать ситуацию:
-
переходить улицу - 0,5;
-
большая высота - 2;
-
мысль о поездке в налоговую инспекцию - 1;
-
собака бойцовской породы - 1,5.
Фобии
Фобия - непреодолимый навязчивый страх .
Определение
Фобия - это навязчивость наоборот. Или навязчивость - фобия наоборот.
И тут небольшое отступление. В НЛП различают фобии и страхи - по способу создания.
Здесь мы не будем говорить о панических расстройствах, неврозах и т.п. - это отдельные темы. И требуют отдельного подхода.
Фобическая реакция – пример «мгновенного» научения. За ней обычно стоит какой-то пережитый сенсорный опыт: собака зарычала – напугался – теперь пугаюсь постоянно.
Для выживания в дикой природе фобии могут быть весьма полезны и помогают избегать опасностей - паук укусил и ты быстро научился быть внимательным и к таким паукам не приближаться. Достаточно древний и эффективный механизм. Но в современном мире большая часть фобий скорее мешают выживанию, чем помогают - так что от них лучше избавляться.
Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а «предположение» о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне такой сильный страх.
У меня была клиентка, которая боялась ездить на общественном транспорте. Как она рассказывала, когда она ехала на метро на станции «Университет» зашёл «странный молодой человек», пристально на неё посмотрел и сказал: «У тебя что-то с сердцем». И… Сначала она испытывала страх, проезжая станцию «Университет». Потом и ближайшие станции. Потом стала бояться ездить по всей ветке метро. Потом вообще ездить на метро. А вот когда она начала бояться ездить вообще на общественном транспорте, ей посоветовали обратиться ко мне. История заканчивается хорошо - страх я ей убрал.
В принципе, можно научиться бояться практически чего угодно: высоты, полётов на самолёте, медведей, микробов, спорта, чтения, замкнутых пространств, людей, лифтов, потери телефона или ответственности. Вот например список настолько популярных страхов, что им даже дали собственные красивые научные названия:
агорафобия – страх открытого пространства;
акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;
апейрофобия - страх перед бесконечностью;
арахнофобия – страх перед пауками;
бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;
винофобия - навязчивый страх употреблять вино;
гидрофобия – боязнь воды;
гленофобия - боязнь взгляда куклы;
интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;
канцерофобия – страх заболеть раком;
кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;
клаустрофобия – страх закрытых помещений;
ксенофобия – страх незнакомого;
мизофобия – боязнь загрязнения;
микрофобия - страх маленьких предметов;
никтофобия - страх темноты;
омброфобия - боязнь попасть под дождь;
охлофобия - боязнь скопления людей, толпы;
тениофобия - боязнь заразиться глистами;
теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;
харпаксофобия - боязнь разбойников;
хипенгиофобия - боязнь ответственности;
фотофобия – страх света;
эрейтофобия – страх покраснеть;
эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.
Список фобий/страхов с названиями очень большой - это только его малая часть. Как я уже сказал, научиться бояться можно практически чего угодно. При этом страхи появляются и исчезают: скорее всего в детстве вы чего-то боялись, о чём сейчас даже не вспоминаете. То есть у нас есть стратегии как создания, так и избавления от страхов/фобий.
Техника «Быстрое лечение фобий»
Когда психологи изучали фобии, они шли на улицу и находили сотни людей с фобиями. Они шли только за теми людьми, которые не знали как преодолеть проблему! Я избрал другой способ. Я пошёл и нашёл двух человек, у которых была фобия и которые её преодолели. Затем я изучил, как они сделали это.
Я научился этому у Милтона Эриксона, у которого были уникальные таланты. Когда у его клиента была проблема, он всегда искал тех, у кого её не было. Затем он находил способ как сделать тех, у кого трудность есть, похожими на людей, у кого её нет.Ричард Бенлер. «Время перемен»
Множественная диссоциация
Объявление в публичном доме: «Женщина – 100$. Подглядывание – 200$. Подглядывание за подглядывающим – 400$.»
Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: множественная диссоциация. Мы можем наблюдать за собой, видеть себя в ситуации со стороны – это одинарная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой – это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой – это уже тройная диссоциация.
Это всё конечно кажется извращением ума,
но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённости в ситуацию уменьшается.
Так что, если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём – двойная-тройная диссоциация может быть весьма полезной.
Упражнение «Множественная диссоциация»
Потренируйтесь в множественной диссоциации.
1 ступень: представьте, что вы смотрите фильм о том, что происходит с вами прямо сейчас.
2 ступень: теперь представьте, что вы наблюдаете за собой, смотрящим фильм о себе.
3 ступень: а теперь вы видите себя наблюдающего за собой.
Упражнение «Уменьшение переживания»
Теперь потренируемся оценивать уровень изменения переживания при множественной диссоциации.
1. Возьмите какое-то событие, воспоминание о котором вызывает у вас сильные переживания.
То есть эти чувства у вас прямо сейчас, когда вы об этой ситуации думаете, а не были когда это происходило.
2. Оцените степень интенсивности этого переживания. Например:
• злость - 8;
• радость - 9;
• обида - 10;
• азарт - 7.
3. Теперь сделайте множественную диссоциацию от этой ситуации, оценивая насколько снижается интенсивность переживания при каждой ступени диссоциации. Трёх ступеней диссоциации будет достаточно.
Например:
Без диссоциации: злость - 8;
1 ступень: злость - 3;
2 ступень: злость - 1;
3 ступень: злость - 0.
⏱ Проделайте это упражнение ещё с 3-5 ситуациями.
По шагам
Эта техника работает с сильными якорями на страх, фобию, злость, гнев, влюблённость и т.п., но не работает с паническими атаками - они имеют другую структуру.
Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом наперёд. То есть нужны навыки:
-
умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
-
ассоциированное проживание события в обратном порядке;
-
быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.
А теперь подробнее.
0. С чем работаем
Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить – я его буду обозначать Я–.
При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются – то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.
При помощи техники «Быстрое лечение фобий» с собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. За исключением фобий, сильный страхов, ужасов – то тут уже потребуется оператор.
1. Создание мощного ресурсного якоря
Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие…
Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства».
Главное условие: якорь должен быть кинестетический – сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я+.
2. Диссоциация
На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние.
Напоминаю, что диссоциированный – это такой, в котором вы видите себя со стороны.
а) Простая диссоциация
Вспомните два события – одно до «включения» Я–, когда ещё всё хорошо, - и другое – после «выключения» Я–, когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие – когда вы ещё не злитесь, второе – когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий – чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.
б) Двойная диссоциация
Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад – и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации – и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.
Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма – вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и так далее.
3. Быстрый просмотр черно-белого фильма
Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.
Теперь можно собрать и весь фильм – начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,
потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я–,
последний кадр – цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.
Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!
Находясь во второй ступени диссоциации просмотрите чёрно-белый фильм, удерживая якорь Я+, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать это очень быстро.
4. Разрушение паттерна
1. Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.
2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм, от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.
3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 – то есть «войдите» в него.
4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1.
5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно в двойную диссоциацию.
6. После этого погасите экран.
Порядок просмотра:
Диссоциация |
Черно-белое кино от слайда № 1 до слайда №2. Последний слайд цветной. |
Ассоциация |
Ассоциация в цветной слайд №2 Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1 |
Диссоциация |
Быстрая диссоциация Экран гасится |
Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.
5. Проверка работоспособности
Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало – вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:
-
Проверьте Я+ - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
-
Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
-
Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации – видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
-
Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.
6. Подстройка к будущему
Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о «критериях осторожности»: как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.
При работе с фобиями, после шага 4 неплохо сделать несколько сессий «EMDR».
Демонстрация работы с негативной эмоцией
При работе с собой вам просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и так далее.
Тренер: - С чем будем работать?
Клиент: - Со злостью.
Т: - На кого или что ты злишься?
К: - На себя я злюсь.
Т: - На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?
К: - Была ситуации, где я мог бы поступить по другому, но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.
Т: - Давно это было?
К: - Несколько лет назад.
Т: - И до сих пор злишься?
К: - Да.
Т: - А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.
К: - Когда попадаю в похожую ситуацию вспоминаю, вот я как-то облажался.
Т: - Как ты думаешь, зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?
К: - Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.
Т: - А если злиться перестанешь – это тебе никак не повредит?
К: - Я уже думал – нет, не повредит.
Т: - Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?
К: - Да. Готов.
Т: - Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?
К: - Спокойствие, уверенность, радость.
Т: - Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?
К: - Якорь должен быть кинестетическим?
Т: - Да, только кинестетическим.
К: - Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.
Т: - Замечательно. Теперь сделай следующее: вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь, отвлекаешься. Аналогично с радостью и уверенностью. Потом проверь, насколько хорошо это всё работает.
…
К: - Сделал.
Т: - Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации – одна до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая – после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.
К: - Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?
Т: - Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.
К: - Да, вспомнил.
Т: - Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй – цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их «слайд один» – это фотография первой ситуации, - и «слайд два», фотография второй ситуации. И – важно! – на этих слайдах ты видишь себя со стороны.
К: - Да. Сделал.
Т: - Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.
К: - Представил.
Т: - А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной – то есть видишь себя сидящим перед телевизором – и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить – то есть полностью ею управляешь. Попробуй.
К: - Да, я представил.
Т: - Запускай свой ресурсный якорь – сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.
К: - Сделал.
Т: - Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.
К: - Фильм со звуком?
Т: - Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку – знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.
…
К: - Да, сделал.
Т: - Следующий шаг – ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один – выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.
К: - Звук там есть?
Т: - Если только музыка от итальянской комедии.
…
К: - Сделал.
Т: - Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало – вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.
К: - Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.
Т: - То есть злости больше нет?
К: - По крайней мере я её не чувствую.
Т: - Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось?
К: - Что-то я её там больше не вспоминаю – просто действую нормально и всё.
Т: - Это то, что ты хотел?
К: - Да, вполне.
Т: - Спасибо
Демонстрация работы с фобией
В случае работы со страхами и фобиями, настойчиво рекомендую выполнять данную технику с Оператором.
Тренер: - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.
Клиент: - Я боюсь машин.
Т: - И давно это у тебя?
К: - Около года.
Т: - Оля, а насколько сильно ты их боишься?
К: - Я стараюсь на них не ездить.
Т: - А как же ты сюда добралась?
К: - На метро.
Т: - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?
К: - Я к ним и подходить опасаюсь.
Т: - А автобусы, троллейбусы, трамваи?
К: - С ними всё нормально.
Т: - Грузовики?
К: - Тоже всё нормально.
Т: - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?
К: - Да, я хочу это изменить.
Т: - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?
К: - Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я-].
Т: - Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я-]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я+] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я+]. Что это было?
К: - Я бы назвала это комфортом.
Т: - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?
К: - Ну. Я … Они могут тебя сбить.
Т: - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.
К: - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.
Т: - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?
К: - Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу.
Т: - И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу ?
К: - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.
Т: - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?
К: - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.
Т: - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?
К: - Это понятно – безопасность.
Т: - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?
К: - Нет, это наверно всё.
Т: - А может тогда всё так и оставим – столько пользы?
К: - А можно пользу оставить, а страх убрать?
Т: - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?
К: - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.
Т: - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях. Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.
К: - Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.
Т: - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.
К: - Да, я иду от метро.
Т: - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.
К: - Да, я сделала, такая чёрно-белая фотография.
Т: - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.
К: - Да. Вхожу в здание.
Т: - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя был видеомагнитофон.
К: - Да, был.
Т: - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.
К: - Да, представила.
Т: - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.
К: - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?
Т: - Да, именно так.
К: - Да, представила.
Т: - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.
К: - Попробовала.
Т: - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И, самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я+]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?
К: - Да.
Т: - Запускай.
К: - Да, просмотрела.
Т: - [Снимает Я+] Насколько комфортно тебе было смотреть?
К: - Достаточно. Но немного чувствовался страх.
Т: - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я+]
К: - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.
Т: - Почувствуй себя максимально спокойной, насколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я+]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я+]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я+]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я+]. Как тебе это теперь?
К: - Ух. Хорошо.
Т: - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.
…
К: - Да, просмотрела.
Т: - [Снимает Я+] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.
К: - Да, сейчас вполне нормально.
Т: - Скорость просмотра было большой?
К: - Да, очень.
Т: - [Воспроизводит и удерживает Я+]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…
К: - Хм, забавно.
Т: - [Снимает Я+] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно «впрыгиваешь» в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я+].
...
К: - Да, я сделала это.
Т: - Это было быстро?
К: - Не очень.
Т: - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это о-о-очень быстро.
…
К: - Теперь очень быстро.
Т: - [Снимает Я+] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.
К: - Ну, машины как машины.
Т: - [Воспроизводит Я- - реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?
К: - Да ничего особо. Но есть какое-то напряжение.
Т: - Оно тебе мешает?
К: - Лучше бы без него.
Т: - Хорошо, давай сделаем несколько сессий EMDR. Положи ладони рук на плечи крест на крест. Представь себе легковую машину и удерживай внимание на этом образе. Теперь начинай хлопать ладонями по плечам - хлопки обеими ладонями за секунду. «И» - хлопок левой рукой, «раз» - хлопок правой рукой, «и» - хлопок левой рукой, «два» - хлопок правой рукой. До тех пор, пока не захочется вдохнуть. Готова? Давай.
...
Т: - Хорошо. Представь себе образ легковой машины. Что ты сейчас чувствуешь? Осталось ли напряжение?
К: - Напряжение стало меньше, но ещё что-то осталось.
Т: - Ты хочешь убрать его полностью?
К: - Да, хочу.
Т: - Хорошо. Тогда сделай ещё одну сессию EMDR.
...
Т: - Как теперь?
К: - Напряжение полностью ушло, появилась такая спокойная уверенность.
Т: - Она тебе не повредит в этой ситуации?
К: - Нет, она позволяет мне её правильно оценивать.
Т: - Отлично, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.
К: - Да, например когда даже зажёгся «зелёный человечек», следует посмотреть «не едет ли кто?» Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.
Т: - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.
К: - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.
Т: - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…
К: - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.
Т: - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.
К: - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…
Т: - Что происходит в этот момент внутри тебя?
К: - То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: «Нет!» или: «Да, можно». В зависимости от того, кого я вижу за рулём.
Т: - И что ты делаешь?
К: - Если нет – машу, мол, проезжай. А если «Да» – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать «Нет».
Т: - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.
К: - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.
Т: - Тебя устраивает то, что получилось?
К: - Да, вполне.
Т: - Спасибо.
Вопросы и ответы
- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?
Т: - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.
- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?
Т: - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.
- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?
Т: - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.
- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?
Т: - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.
- С какими ещё переживаниями работает эта техника?
Т: - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее.
- Но ведь восторг – положительное переживание?
Т: - И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях: представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.
- Нужна ли множественная диссоциация в случае восторга?
Т: - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется тройная диссоциация.
- Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?
Т: - Не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история образования паттерна. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий не будет.
- Обязательно ли делать сессию EMDR после работы с фобией?
Т: - Не обязательно, но полезно. По опыту, получается более стабильный результат. К тому же дать дополнительный способ контроля клиенту весьма полезно. Я один раз работал дистанционно с девушкой, которая боялась выходить из дома. Мы сделали «Быстрое лечение фобий», прошли проверки эффективности, экологии и привязку к будущему - всё нормально. И в конце я обучил её самой себе делать EMDR, если что произойдёт. Созваниваемся по скайпу через неделю - да, из дома она совершенно не боится выходить. Но у неё появился страх выхода со двора (она жила в посёлке). Она сделала себе несколько сессий EMDR и убрала страх. Потом, когда с мужем поехали в город, у неё появился страх при выезде из посёлка. То же самое - сделала сама себе несколько сессий EMDR и страх убрала.
На мой взгляд это достаточно полезно и экологично - не только убрать у клиента мешающее ему поведение, но и научить его контролировать его проявление в других контекстах.
Где проходим
По теме
Техника:: Быстрое лечение фобий