Я буду называть глобальными концепциями обобщения, которые в сильной степени организуют нашу жизнь: миссия, смысл жизни, предназначение, саморазвитие и даже модный одно время икигай. Среди этих конструкций есть описывающие глобальный цели, то есть то, к чему человек стремится: миссия, смысл жизни, самореализация. А есть те, которые описывают процесс: быть счастливым, саморазвитие и тот самый икигай.

Хотя понятно, что всё это крайне субъективно - для кого-то самопознание скорее цель, а для кого-то процесс.

Эти самые глобальные концепции можно описать через набор критериев, при помощи которых человек подбирает подходящую цель или процесс. Предположим для кого-то:

  • миссия - глобальная цель, достижение которой важно для меня, важно для мира, делает мир лучше;

  • саморазвитие - это важный процесс, который мне интересен, полезен для меня и делает меня лучше.

Набор критериев часто рисуют в виде кругов Эйлера, но чтобы не загромождать я нарисовал в виде простых фигур.

То есть вначале имеет смысл определить критерии, которые эта глобальная концепция задаёт, а потом уже, исходя из этих критериев, подбирать варианты целей или процессов.

Так, например, исходя из предложенных критериев для этого воображаемого человека:

  • возможные варианты миссии - самопознание людей, построение успешного и клиентоориентированного бизнеса;

  • возможные варианты саморазвития - рисование картин, участие в триатлоне, помощь брошенным животным.

Упражнение «Уточнение глобальной концепции»

  1. Что это такое? - определите для себя эту глобальную концепцию.

  2. Зачем это вам? - какие ценности удовлетворит достижение этой цели / участие в этом процессе.

  3. Критерии подходящего события/поведения? - определите подходящие критерии этой глобальной концепции.

  4. Какие варианты цели/поведения подходят под эти критерии? - найдите подходящие варианты целей/поведения.