Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Эта схема описывает весь процесс изменения - то есть все техники НЛП вполне успешно можно разложить по этой схеме. Схема основана на самой общей модели изменения: Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние.

Какие-то шаги могут выполняться сознательно, какие-то бессознательно (например, если большую часть шагов "Шестишагового рефрейминга" сделать сознательными, то получим "Генератор нового поведения"), они могут задаваться явно или неявно (например встраиваться в метафору), определяться клиентом, оператором или принципом.

При этом часть этого процесс обычно относится к сбору информации, и только часть к тому, что обычно называют техниками – пошаговое описание интервенции. В принципе, интервенция может осуществляться не обязательно в таком виде – например в случае использования речевых паттернов воздействия, вроде рефреймингов или пресуппозиций. Схема скорее определяет необходимые вещи, которые стоит сделать и задаёт «направление движения». Если говорить именно о техниках, то они обычно описывают как именно происходит процесс интервенции – в этой схеме это шаги с 4 по 7.

Девятишаговая схема изменения

Всю схему можно разбить на 4 блока:

  • определение задачи;
  • интервенция (вмешательство) – собственно, процедура изменения;
  • проверка – проверка результативности и экологичности изменения;
  • закрепление изменения.

1. Контекст

Контекст – это ситуации, объединенные по какому-то общему признаку. Например:

  • разговор с мужчинами;
  • в гостях у друзей;
  • полёт в самолёте.

Нам нужно определить контекст с которым мы работаем, потому что АС не может существовать «везде и всегда», оно «включается» в какой-то определенный момент. Если человек боится собак (мышей, пауков, замкнутого пространства), то этот страх включается только когда он собаку видит или о ней думает. Всё остальное время страха нет.

С другой стороны, в одном контексте состояние может считаться полезным, в другом – проблемным. Например, агрессивность может быть полезна во время игры в футбол, но мешать во время разговора с ребёнком.

2. Актуальное Состояние

Что человек хочет изменить в данном контексте. Наша реакция, поведение, мысли, эмоции и т.д.

  • Контекст: «разговор с мужчинами».
  • Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».
  • Спросить Клиента: «Что именно вы хотите изменить?»
  • Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите перестать бояться мужа?».
  • Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
  • Предложить определить бессознательное.
  • Определить исходя из правил: «Перед свадьбой большинство мужчин испытывает страх».
  • Перечислить варианты и откалибровать реакцию: «Вы испытываете страх, … раздражение…, злость…?»

3. Желаемое Состояние

Что человек хочет иметь вместо Актуального Состояния в данном контексте. На этом этапе как раз правильно определяется цель, делается предварительная экологическая проверка и т.д.

Контекст: «разговор с мужчинами».

Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».

Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».

Как можно определять ЖС:

  • Спросить Клиента: «Что именно вы хотите получить в этой ситуации?»
  • Провести Клиента через процедуру выяснения Хорошо Сформулированного Результата.
  • Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите просто уметь контролировать уровень своей агрессии в этой ситуации?».
  • Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
  • Предложить определить бессознательное.
  • Определить исходя из правил: «Здесь вам просто нужно научиться контролировать уровень своей агрессии в этой ситуации».
  • Сделать «растяжку» - предложить попробовать варианты и выбрать более подходящий.

4. Определение ресурса

Сначала нужно определить, что именно нужно добавить в АС для достижения ЖС.

Контекст: «разговор с мужчинами».

Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».

Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».

Ресурс: «уверенность в себе, умение контролировать уровень спокойствия, убеждение что «я замечательная и привлекательная».

Это скорее логический шаг. Сделать его можно разными способами. Например:

  • Спросить Клиента: «Что вам нужно для …».
  • Выяснить у бессознательного Клиента – например, задавая вопросы и калибруя ответы или используя для проверки ответов «О-тест».
  • Предложить определить бессознательное – можно предложить явно или просто построить технику таким образом, например как в играх «Нового Кода НЛП».
  • Предложить варианты и откалибровать реакцию: «Может вам нужно спокойствие …, или уверенность в себе…».
  • Жестко задать, в зависимости от АС и ЖС, например как в «Быстром Лечении Фобий».
  • В рамке «как если бы» добавить ресурс и посмотреть результат: «Если бы вы добавили туда наглость, было бы это вам полезным?»
  • Обратное перепроживание – представить, что уже достиг ЖС и выяснить, как именно это сделал.
  • Посмотреть, как это делали другие: «Знаете ли вы людей, которые достигли этого? Как вы думаете, что им помогло?»

5. Доступ к ресурсу

После того, как ресурс определён, нужно получить к нему доступ. Знать о том, что «нужно спокойствие» и «переживать спокойствие» – это разные вещи. Скорее всего, нужное состояние, умение у человека есть, просто в другом контексте.

В НЛП считается, что у человека либо уже есть нужные ресурсы, либо он может их создать. Если человек говорит, что ему нужно спокойствие, скорее всего он хотя бы раз в жизни это состояние испытывал. И его можно опять пережить. Либо это состояние можно создать. Итак, как можно осуществить этот шаг:

  • Предложить Клиенту вспомнить и войти: «Вспомните, когда вы испытывали счастье. А теперь войдите в эту ситуацию».
  • Просто предложить войти: «Испытайте радость прямо сейчас».
  • Создать образ ресурса и проассоциироваться с ним: «Представьте себе состояние сосредоточенности в виде некоего образа. А теперь втолкните этот образ внутрь себя».
  • Представить себе человека (вещь, животное), у которого есть этот ресурс и ассоциироваться с ним: «Представьте, что вы лев. Пройдитесь, подвигайтесь. Что вы чувствуете, о чём думаете, как воспринимаете ситуацию?»
  • Поместить в ситуацию, где будет нужная реакция.
  • Попросить бессознательное
  • Создать навык доступа к ресурсу – например, прошкалировать состояние.
  • Изменение метафоры: «Представь ярость в виде шара. Меняй его размер до тех пор, пока он не будет тебе подходить».

6. Внесение ресурса

После того, как получен доступ к ресурсу, его нужно внести в заданный контекст и «закрепить» там. Чувствовать спокойствие лёжа дома на диване это одно, а при разговоре с агрессивно настроенным собеседником – совсем другое.

В НЛП есть большое количество приёмов, при помощи которых можно внести и закрепить ресурс в заданном контексте.

  • Просто предложить поместить ресурс в нужное место: «А теперь внесите это мастерство в ситуацию».
  • Использовать якоря.
  • Использовать «Сдвиг субмодальностей».
  • Взмахнуть – создать образ ресурса и быстро заменять им образ, запускающий АС.
  • Предложить сделать это бессознательное.
  • Сознательное использование ресурса в контексте: «Каждый раз, когда общаетесь с женой, тренируйтесь удерживать состояние на нужном уровне».
  • Проассоциироваться с образом: «А теперь возьми образ части внутрь себя».

7. Проверка работоспособности

После того, как ресурс внесён в контекст, нужно проверить – получено ли желаемое состояние. В идеале нужно опять оказаться в заданном контексте и посмотреть на реакцию. Но в большинстве случаев достаточно просто мысленно представить себя в ситуации, в которой раньше возникало Актуальное Состояние.

Если вы получили Желаемое Состояние в нужном контексте – то идёте дальше.

Если нет – Желаемое Состояние не достигнуто или достигнуто частично – думаем, что нужно изменить, чтобы достичь цели. Как можно проверить:

  • Спросить Клиента: «Ну как, получилось?»
  • Спросить бессознательное Клиента.
  • Попросить представить ситуацию и откалибровать реакцию: «Представь, что ты общаешься с начальником».
  • Разыграть ситуацию, где раньше было АС.
  • Поместить в контекст – если была фобия лифтов, покататься с ним на лифте.
  • Проверить якорь на АС – если результат достигнут, якорь разрушается.
  • Оценить конгруэнтность Клиента в контексте – в случае удачи конгруэнтность возрастёт.

8. Экологическая проверка

На этом шаге исследуются последствия изменения. Само Желаемое Состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть достаточно неприятными.

Если последствия устраивают – идете дальше. Если последствия не устраивают – возврат на шаг «Желаемое Состояние» и переопределение ЖС.

  • Спросить Клиента: «Не повредит ли вам новое поведение»
  • Спросить бессознательное Клиента: «Есть ли части, которые против?»
  • Откалибровать реакцию при оценке последствий.
  • Предположить варианты нежелательных последствий: «Подумай, а ведь если ты будешь уверен в себе, на тебя могут злиться».

9. Привязка к будущему

Последний шаг – это обучение бессознательного новому типу поведения в контексте.

Иногда бывает так, что полученное изменение работает, например, только на тренинге. Пришел человек на тренинг – и совершенно спокойно выступает перед огромным числом народа. Приходит на работу – и выступая на совещании опять начинает заикаться. Приходит в следующий раз на тренинг – опять всё нормально.

В большинстве случаев для привязки к будущему человеку предлагают представить себя в ситуациях, где раньше у него было АС, через различные промежутки времени: завтра, через месяц, через год. И, желательно, чтобы эти ситуации несколько отличались.

  • Предложить Клиенту диссоциированно представить несколько ситуаций в будущем в том контексте, где раньше было АС: «представить себе, что вы выступаете завтра на совещании, через месяц – на родительском собрании в школе, через год – на собрании акционеров.»
  • Спросить: «Что теперь изменится в твоей жизни?»
  • Предложить посмотреть в будущее и рассказать об изменениях: «Посмотри в своё будущее. Как теперь ты будешь реагировать на критику коллег, на оценку твоего поведения женой, на выражения лиц на совещании?»
  • Предложить части взять ответственность за новые варианты поведения.

 

Где проходим:

Успешное Мышление 1  

По теме:

Наши книги:: Конструирование техник НЛП

Статья:: Конструирование техник НЛП