Упражнения по НЛП НЛП в картинках

Следующий способ показать ложность убеждения (или подтвердить истинность - если убеждение создаём) - это найти контекст, в котором убеждение не работает. Сюда относятся паттерны фокусов языка «размер фрейма», «противоположный пример», «применение к себе».

Это всё вполне соответствует типам разговорного рефрейминга: содержания (смысла) - при котором мы меняем содержание, - и контекста, при котором содержание не трогаем, но меняем контекст. При этом в фокусах языка - да и в разговорном рефрейминге тоже - абсолютно чётко разделить изменение содержание и изменение контекста вряд ли получится. Скорее это фокус внимания - на содержание, или на контекст.

Если при работе с областью «убеждение» мы ориентировались на мышление по аналогии, то здесь основа - индуктивное мышление, от частного к общему. Вообще, большая часть убеждений образовано именно индуктивным способом - на основе некоторого количества событий строится общее утверждение:

- Маша жалуется на жизнь, Петя жалуется на жизнь, мне моя жизнь не нравится - люди недовольны жизнью.

Существует полная и неполная индукция. При полной индукции исследуются все примеры: «У меня на всех пальцах есть ногти». При неполной индукции есть несколько примеров и на их основе делается вывод: «Вася носит джинсы, Петя носит джинсы, Оля носит джинсы - сейчас все носят джинсы». Главная особенность неполной индукции в том, что это всегда гипотеза, предположение. И сколько бы у вас не было подтверждающих примеров утверждения - один, сто, тысяча или миллион, - для опровержения достаточно всего одного противоположного примера. И, как вы понимаете, большинство убеждений образованных индуктивным способом, образованы с помощью неполной индукции - просто потому, что обычно невозможно проверить все варианты.

Так что при работе с областью «контекст»,

чтобы изменить убеждение, ищем ситуацию, в которой это убеждение ложно.
При чём, как я уже писал, достаточно всего одного примера.
А чтобы создать новое убеждение, определяем ситуации, в которых оно истинно.

Для любого - даже этого - утверждения, есть границы применимости. Если мы возьмём «нормальное» научное исследование, там указывается область применимости.

- Мужчины предпочитают блондинок.

Верно для мужчин в возрасте от 22 до 56 лет стран Европы и Северной Америки с доходом от 30000$ в год.

- Небольшие дозы алкоголя продлевают жизнь.

Верно только для определённого количества доз, для определённых видов алкоголя, для людей с одинаковой диетой, доходом, проживающих в похожем климате и т.д.

Цифры и факты практически выдуманы, просто для примера.

Так что найти контекст, в котором убеждение ложно или хотя бы вызывает сомнение, не так уж и сложно. Чем мы сейчас и займёмся.

Когда мы говорим, что «контекст расширяется» или «контекст сужается»,

исходный контекст мы предполагаем - в этой стране, в наше время, с этими людьми и т.д.

Кванторы и модальности

На прошлом занятии я описал простую схему укрупнения/разукрупнения кванторов. Логично было бы предложить такую же для модальностей. Но так как они будут довольно похожи, мне проще показать общую схему.

Просто нужно помнить, что

кванторы определяют характеристики множеств, а модальности - процессов.
Но кванторы могут характеризовать повторяемость действий: постоянно ходит, изредка звонит.

Основные правила:

  • использование в речи кванторов всеобщности, модальностей точности, долженствования и запрета границы усиливает;
  • использование кванторов существования, модальностей вероятности, разрешения и возможностей границы ослабляет;
  • отрицание переводит в «противоположную» категорию: не запрещено > разрешено, не точно > вероятно;
  • расширение контекста увеличивает сдвиг в соответствующую сторону.

При чём это всё можно комбинировать:

- Все должны …

- Возможно, некоторые могут …

- Бывает, что никто не имеет права …

- Вероятно, не все обязаны всегда …

- Абсолютно все вынуждены …

- Возможно некоторые из нас точно когда-то что-то сделали.

- Ты хочешь сказать, что никто, никогда и ни в чём не должен был быть виноват?

 

Воздействие

Укрупнение 

Контекст можно расширить настолько, что выйдем за границы истинности убеждения (если его меняем).

То есть нам надо контекст так растянуть, чтобы в него попали примеры, противоречащие утверждению.

 

 

- Люди завистливы.

- Да, во все времена люди только и занимались тем, что завидовали.

[расширение по времени (во все времена) и процессу (только и занимались)]

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- А как же короли, императоры и прочие фараоны древности?

[расширение по людям: короли, императоры, фараоны]

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

- То есть за всю жизнь ты ни разу не сбрасывал вес?

[расширение по времени: за всю жизнь]

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- Во всех странах, где используют продукты с ГМО, население вымирает от рака?

[расширение по месту: во всех странах]

 

Создаём убеждение.

- Люди могут сами справиться со своими проблемами.

- Посмотри в интернете - есть огромное количество книг, в которых описано не только как это сделать, но и множество примеров того, как это было сделано.

[расширение по вещам: огромное количество книг, множество примеров]

 

- Я сам отвечаю за свою жизнь.

- Ты уже давно живёшь отдельно от родителей и обеспечиваешь себя - так что ты действительно сам отвечаешь за свою жизнь.

[расширение по времени: давно живёшь]

 

Разукрупнение

Если при укрупнении контекста мы его расширяем настолько, чтобы в него попали варианты противоречащие утверждению, то при разукрупнении мы просто на этих противоречиях концентрируемся. Например, можно прямо показать противоположный пример или предложить его найти. Ещё вариант – можно уменьшить контекст настолько, чтобы убеждение перестало работать.

 

 

- Люди завистливы.

- Знаешь ли ты хотя бы одного не завистливого человека?

[сужение по людям: хотя бы одного]

 

- Люди бывают завистливы, но не постоянно и не все.

[сужение по времени и людям: не постоянно, не все]

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Ты знаешь, если это и было верно – то только в конце предыдущего века.

[сужение по времени: только в конце предыдущего века]

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

- Хоть когда-нибудь в своей жизни ты сбрасывал вес?

[сужение по времени: хоть когда-нибудь]

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- Я недавно съел салат с ГМО-кукурузой. Когда начнётся рак?

[сужение по процессу и времени: недавно съел, когда]

 

Создаём убеждение.

- Люди могут сами справиться со своими проблемами.

- У меня есть знакомый - так он довольно быстро сам разобрался со своим страхом пауков.

[подтверждающий пример]

 

- Я сам отвечаю за свою жизнь.

- Как только ты сделал это выбор.

[сужение по времени: как только ]

 

Аналогия

Здесь мы «сдвигаем» контекст, не меняя его размер, но так, чтобы убеждение перестало быть верным (если меняем убеждение).

 

 

- Люди завистливы.

- Год назад ты так не считал.

[сдвиг по времени: год назад]

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- А где-нибудь в Лос-Анджелосе, где у всех машины, этот человек тоже будет вызывать уважение?

[аналогия по месту]

 

- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.

- Три месяца на необитаемом острове – и характер станет железный.

[аналогия по месту]

 

- Продукты с ГМО вызывают рак.

- Особенно это опасно для цыплят-бройлеров, которых кормят ГМО-кормами.

[аналогия по субъекту: люди - цыплята]

 

- Меня отшила девушка - я неудачник.

- Да ладно. Раз на раз не приходится.

[пословица]

 

Создаём убеждение.

- Люди могут сами справиться со своими проблемами.

- Люди вполне справляются со своими проблемами, например, в быту - гвоздь прибить, кран заменить.

[аналогичный контекст: «(психологические) проблемы» - «проблемы в быту» ]

 

- Я сам отвечаю за свою жизнь.

- Лет через тридцать это не будет вызывать никаких вопросов.

[сдвиг по времени]

Мета

Здесь мы оцениваем из мета-позиции контекст. 

 

 

- Только человек с машиной вызывает уважение.

- Ты веришь, что это справедливо в любой ситуации?

[убеждение о контексте]

 

- Люди завистливы.

- Как ты себе это внутри представляешь - вот человек завидует богатым, вот завидует красивым, вот завидует умным?

[анализ внутреннего представления контекста]

Для тех, кто разбирается: при анализе внутреннего представления контекста - мы исследуем базу убеждения, - а при анализе внутреннего представления убеждения - внутреннее представление самого убеждения.

 

Если при работе с областью «убеждение» мы применяля правило к самому убеждению, то здесь мы его применяем к важному для клиенту вещам: к нему самому, его поведению, родственникам, работе и так далее. В наиболее часто используемом варианте проверяем соответствует ли сам человек заданным правилам.

- Люди завистливы.

- Сколько нужно иметь зависти, чтобы обвинять людей в этом!

[применение правило к самому человеку]

 

- Все люди лгут.

- Как ты сейчас лжёшь мне?

[применение правило к самому человеку]

 

- Женщина обязательно изменит.

- Как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

[применение правило к его матери]

 

Создаём убеждение.

- Люди могут сами справиться со своими проблемами.

- Это убеждение абсолютно справедливо, но не во всех ситуациях.

[убеждение о контексте]

 

- Я сам отвечаю за свою жизнь.

- По-видимому, ты уже начал отвечать и за это убеждение.

[применение правила к самому клиенту] 

 

Паттерны

Паттерны фокусов языка, соответствующие области «контекст»:

  • изменение размера фрейма;
  • противоположный пример;

Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл.

Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

- У меня никогда не получится уйти с этой работы.

- Через десяток лет вас просто насильно отправят на пенсию.

 

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

- Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

 

Можно уменьшить временную рамку.

- То есть сегодня ты домой не вернёшься?

 

Можно расширить контекст по вариантам действия:

- А так же никогда не получится уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

 

Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение обобщение, определяемое данным убеждением.

В случае создания убеждения мы получим скорее «подтверждающий пример» - ситуацию, в которой новое убеждение точно истинно.

Если в «размере фрейма» мы так меняем контекст, чтобы в нем оказалось исключение из правил, но человек как бы должен догадаться сам, то в «противоположном примере» мы прямо указываем на это исключение.

Оператор может как сам предложить исключение из правил:

- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.

- Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

 

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

- Мужчины всегда лгут!

- Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

 

Схема

 

Презентация

Видео

Кратко

  • Чтобы изменить убеждение, ищем ситуацию, в которой это убеждение ложно.
  • Чтобы создать новое убеждение, определяем ситуации, в которых оно истинно.
  • При укрупнении мы расширяем контекст так, чтобы в нём оказалось исключение из правил (для изменения убеждения).
  • При разукрупнении мы сужаем контекст так, чтобы выйти за пределы истинности убеждения (для изменения убеждения).
  • Частный случай разукрупнения - «противоположный пример», при котором мы просто сообщаем об исключении из правил.
  • При аналогии мы сдвигаемся по времени, людям, месту, или предлагаем метафору про контекст.
  • При мета-оценке мы можем создать убеждение о контексте, применить структуру убеждения к самому убеждению или исследовать внутреннее представление контекста.
  • Соответствие паттернам:
    • изменение размера фрейма;
    • противоположный пример;
    • применение к себе.

Примеры с разбором

Меняем убеждение «В трудные времена, чтобы выжить, нужно себе во всём отказывать».

 

- Знаешь ли ты людей, которые в трудные времена особо себе ни в чём не отказывали, но выжили?

Предлагаем Клиенту самому найти исключение из правил.

 

- Ты готов отказаться даже от помощи?

Конкретный пример, противоречащий утверждению.

 

- Отказом от всего ты и создашь себе трудные времена.

Ищем контекст, в котором убеждение оказывается ложным - причина и следствие меняются местами.

 

- Не думаю, что задержка зарплаты на три дня - вопрос жизни и смерти.

Сужаем контекст так, чтобы убеждение воспринималось ложным.

 

- Наорал начальник - прекрати общаться в соцсетях, опоздал поезд - теперь никакого пива.

Абсурдные примеры использования убеждения в разных контекстах.

 

- Возможно, чтобы выжить, тебя для начала нужно отказаться от этого убеждения.

Применение убеждения к самому убеждению.

 

- У нас в стране практически всё время трудные времена - теперь не жить что ли?

Расширяем контекст на более продолжительный промежуток времени.

 

- Ты же понимаешь, что это утверждение не будет верным для многих людей и ситуаций?

Убеждение о контексте.

 

Меняем убеждение «Ты нравишься женщинам, когда у тебя есть деньги и статус».

 

- После того, как женишься, это убеждение будет казаться тебе смешным.

Оцениваем текущую ситуацию из момента в будущем (сдвиг по времени). При этом пресуппозируем, что Клиент понравился хотя бы одной женщине (женился) и в соответствии с другими критериями («это убеждение будет казаться смешным»).

 

- Знаешь ли ты женщин, которым нравятся, например, умные мужчины? Воспитанные? Красивые?

Предлагаем Клиенту самому найти исключение из правил.

 

- То есть ты ходишь в спортзал, чтобы нравиться мужчинам?

«Применение к себе»: находим поведение не совсем подходящее под убеждение и предполагаем для него не совсем «хорошее» намерение.

 

- В детском саду ты тоже так считал?

Сдвигаемся по времени в прошлое.

 

- Наверно это правильно, когда ты идёшь в публичный дом.

Находим «неприличный» контекст, в котором убеждение оказывается правильным.

 

- Есть множество людей, и женщин тоже, для которых богатство вызывает отвращение.

Расширяем контекст по людям.

 

Создаём убеждение «Я способен делать дела вовремя».

 

- Назови хотя бы три примера, когда ты успевал всё сделать вовремя.

Ищем три подтверждающих примера - так как для многих людей убедителем создания убеждения будет как раз три повторения.

 

- Когда ты научишься успевать вовремя, твои сомнения тебе будут казаться смешными.

Пресуппозируем создание навыка и предлагаем оценить текущую ситуацию из того момента (сдвиг по времени).

 

- Когда ты думаешь об этом убеждении - сколько именно ситуаций, подтверждающих его, тебе нужно, чтобы ты точно в него поверил?

Анализируем внутреннее представление контекста.

 

- Прекрасное убеждение!

Создаём поддерживающее убеждение об убеждении.

 

- Значит, ты способен поверить в это к нужному моменту.

«Применение к себе» - используем концепцию убеждения к созданию веры в него.

 

Проверь себя

Определите, какие кванторы и модальности использованы во фразах.

  1. Некоторые дети бывают жутко наглыми.
  2. Не все собаки вынуждены клянчить еду.
  3. Он не имеет права лишать кого-либо возможности сделать это.
  4. Возможно, иногда я бываю не прав.
  5. Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…
  6. Не всегда получается быстро разобраться абсолютно со всеми проблемами.
  7. Когда утром ты быстро собираешься на работу, ты просто мечешься по квартире.
  8. Все мужчины бывают непоследовательны, но не постоянно и не во всех ситуациях.
  9. Не может быть, чтобы он хоть кому-то это не рассказал.
  10. У каждого из нас должна быть хоть одна маленькая тайна.

Ответ

  1. кванторы существования: «некоторые», «бывают»; модальность точности: «жутко»;
  2. отрицание квантора всеобщности: «не все»; модальность долженствования: «вынуждены»;
  3. отрицание модальности запрета: «не имеет права»; отрицание модальности возможности: «лишать возможности»; квантор существования: «кого-либо»;
  4. модальность вероятности: «возможно»; кванторы существования: «иногда», «бываю»;
  5. кванторы существования: «кто-то», «кое-где», «порой»;
  6. отрицание квантора всеобщности: «не всегда»; модальность точности: «абсолютно»; квантор всеобщности: «со всеми»;
  7. -
  8. квантор всеобщности: «все»; квантор существования: «бывают»; отрицание кванторов всеобщности: «не постоянно», «не во всех»;
  9. отрицание модальности вероятности: «не может быть»; квантор существования: «хоть кому-то»;
  10. квантор всеобщности: «у каждого»; модальность долженствования: «должна»; квантор существования: «хоть одна».

Определите типы воздействия, использованные в фокусах языка для изменения убеждения: «Женщина должна всегда хорошо выглядеть, иначе она перестанет нравиться».

  1. Должна ли перестать нравиться женщина, смывшую косметику?
  2. Да, нынче женщины в долгах, что в репьях.
  3. Каким образом внешний вид связан с тем, нравится женщина или нет?
  4. Лет через десять это убеждение тебе покажется просто смешным.
  5. Младенцы любят матерей не за внешний вид.
  6. То есть перед собеседованием ты заботишься только о макияже?
  7. Думаю, это правило не будет работать для многих мужчин.
  8. Знаешь ли ты женщин, которые нравятся не только за внешность?
  9. Муж тебя разлюбит тут же, как ты наденешь старую футболку?
  10. А говорят, что кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

Ответ

  1. расширение контекста: «должна ли перестать»;
  2. аналогия: поговорка «в долгах, как в репьях»;
  3. мета: выясняем структуру убеждения (то есть это фокус языка для области «убеждения»);
  4. аналогия: сдвиг по времени;
  5. противоположный пример;
  6. мета: «применение к себе»;
  7. мета: убеждение о контексте;
  8. противоположный пример;
  9. мета: «применение к себе»;
  10. аналогия: поговорка «кто слишком любит себя, того не слишком любят другие».

Задание

Для изменения убеждения «Я недостоин любви» сконструируйте фокусы языка для области «контекст»:

  1. укрупнение по людям;
  2. укрупнение с модальностью долженствования;
  3. разукрупнение по ценностям;
  4. разукрупнение с квантором существования;
  5. «противоположный пример» (разукрупнение);
  6. сдвиг по времени в будущее (аналогия);
  7. пословицу про контекст (аналогия);
  8. «применение к себе» (мета);
  9. убеждение об контексте (мета);
  10. исследование внутреннего представления контекста (мета).

Для создания убеждения «У каждого человека может быть свой собственный взгляд на мир» сконструируйте фокусы языка для области «контекст»:

  1. укрупнение по ценностям;
  2. укрупнение с отрицанием модальности возможности;
  3. разукрупнение по людям;
  4. разукрупнение с отрицанием модальности долженствования;
  5. «подтверждающий пример» (разукрупнение);
  6. сдвиг в прошлое (аналогия);
  7. пословица или поговорка о контексте (аналогия);
  8. убеждение по поводу контекста (мета);
  9. правило относительно правила (мета).