Категории - очень прикольные штуки. Они позволяют не раскладывать элементы опыта по «коробочкам» и задавать правила взаимодействия с каждой коробочкой. В этой коробочке «стулья» - мы на них сидим, здесь «самолёты» - мы в них летаем, здесь «враги» - мы их не любим и стараемся не общаться, в этой коробочке «ценности» - это то, что для нас важно иметь.

Для управления опытом более интересны оценочные категории: «приятные ситуации», «ценности», «качества», «завершённые цели» или «нужные отношения». С такими категориями вообще очень забавно - мы помещаем в неё объект и она меняет у него субъективные характеристики: если переместить ситуацию из категории «неприятные события» в категорию «нейтральные события» - ситуация будет восприниматься более спокойно; если переместить человека из категории «враги» в категорию «друзья» - изменится способ общения с этим человеком; переносите поведение из категории «плохо контролирую» в категорию «контролирую» - и вы можете этим поведением лучше управлять. Просто

категории находятся на более высоком логическом уровне по отношению к включённым в них объектам.

Для описания оценочных категорий ближе метафора банок с раствором: в одной сахар, в другой соль, в третьей уксус, в четвёртой чистая вода. Вы переносите кубик сыра из банки с солью в банку с уксусом и он становится из солёного кислым, переносите в банку с чистой водой - и он становится пресным.