Новое
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1926
Ментальное пространство - это как мы репрезентируем категории с большим количеством объектов и связями между ними. Например, социальные связи, ценности, убеждения, цели и так далее.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2254
Здесь я предлагаю достаточно удобную модель для сбора информации, которая уже достаточно хорошо себя показала в консультировании и селф-коучинге.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2037
О том, что нас не устраивает, можно думать как о проблеме и как о задаче. Когда мы думаем о ситуации, как о проблеме, мы больше фокусируемся на том, что именно не получается и как это всё для нас неприятно. Когда мы думаем о ситуации, как о задаче, мы фокусируемся на поисках решения. В большинстве случаев думать о ситуации, как о задаче, намного более полезно. Здесь предлагается способ, как быстро перевести ситуацию из категории «проблемы» в категорию «задачи».
Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как проблемы. Найдите область в ментальном пространстве, где расположены эти ситуации. Например: слева на 10 часов, внизу, на 1,5-2 метра от меня, тёмные, неподвижные. Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как задачи. Для этой категории тоже найдите место в ментальном пространстве. Например: прямо передо мной на 12 часов, на уровне глаз, на расстоянии 70 см - метра, яркие, кино. Переместите какую-то ситуацию из категории «проблемы» в категорию «задачи». Как это изменит ваше восприятие»? Какие плюсы и минусы вы от этого получите? Вам более полезно думать об этом как о задаче или как о проблеме? Верните ситуацию в исходную категорию. Возьмите ситуацию из категории «задачи» и перенесите в категорию «проблемы». Ответьте на те же самые вопросы. Верните ситуацию в исходную категорию. Составьте список ситуаций, которые вы хотите изменить в своей жизни. Распределите их по категориям «проблема»/«задача» в зависимости от того, как вы сейчас о них думаете. Теперь последовательно переносите (или оставляйте) ситуации из списка в те категории, которые им больше подходят. Для каждой ситуации после переноса проверяйте: Как изменилось восприятие ситуации? Не повредит ли вам такой способ восприятия ситуации? Как изменится ваше поведение в этой ситуации?Область «проблемы»
Ментальное пространство - это пространство визуальной внутреннего представления, где мы видим внутренние образы. Концепция ментального пространства более удобна в контексте работы с категориями: друзья в нём находятся в одном месте, враги - в другом; аналогично ценности в одном месте, антиценности - в другом, неважные вещи - в третьем. Для определения места в ментальном пространстве удобнее пользоваться не прямоугольной декартовой системой координат, а цилиндрической (извините за математику). Соответственно, у нас есть расстояние до образа, высота (от пола) и направление (правее - левее): тут можно для удобства использовать метод часов - прямо впереди 12 часов, справа 3 часа, слева - 9, сзади - 6.
Область «задачи»
К чему приводит перенос
Список ситуаций
Перенос
Иногда о некоторых ситуациях на определённом этапе удобнее думать, как о проблемах - это позволяет лучше понять, что «не работает», усилить мотивацию и т.д.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 3554
Начнём с речевого рефрейминга. В исходном варианте всего два типа: смысла и контекста. Но давайте немного поразбираемся.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 3712
Понятие «фрейм» (он же «рамка») - одно из основных в НЛП. Куча моделей, техник и приёмов связаны со сменой фрейма - рефрейминг, фокусы языка, позиции восприятия, метасообщение, логические уровни и т.д. и т.п. Но что же такое этот «фрейм» и как он работает? Интуитивно то вроде понятно, но...
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 6107
Пространство визуальной внутренней репрезентации, где мы видим внутренние образы - события, ценности, концепции. При этом концепция ментального пространства более удобна в контексте работы с категориями: друзья в нём находятся в одном месте, враги - в другом; аналогично ценности в одном месте, антиценности в другом, неважные вещи - в третьем.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1662
Эта стратегия полезна в том случае, когда вам нужно выбрать из кучи близких по характеристикам товаров: смартфонов, джинсов, дрелей, платьев, стиральных машин, книг. Основной принцип здесь - только дискретное сравнение «подходит - не подходит», без исследований «здесь цвет чуть лучше, а здесь мощность чуть выше».
Стратегия позволяет сделать выбор быстро и не мучиться определение чуть лучшего варианта.
За выявление стратегии большое спасибо Ольге Лукьяновой и Екатерине Миловой.
1. Чётко для себя определите, что именно вы покупаете: платье, дрель, смартфон или пылесос.
2. Определите 4-5 обязательных критерия. Например, смартфон:
1. лёгкий (до 180 грамм);
2. много памяти (от 64 гигабайт);
3. большой экран (6 - 6,5 дюймов);
4. известная фирма (Samsung, LG, Apple, Huawei, Xiaomi);
5. не слишком дорогой (до 20000 рублей).
3. Подберите максимум 10 вещей, подходящих под критерии. Например, если выбираете платье в торговом зале, просто берёте первые 10 подходящие под критерии и останавливаетесь. Или первые 10 смартфонов. Например:
1. Honor 20s
2. Huawei 10i
3. Huawei P30 lite
4. Samsung A71
5. Samsung A41
6. Samsung A50
7. Xiaomi Mi 9 lite
8. Xiaomi Mi A3
9. Redmi 7
10. Nokia 7.2
4. Оставьте только те, которые вам нравятся эстетически. Посмотрите, пощупайте, включите и подержите дрель.
1. Huawei P30 lite
2. Samsung A50
3. Nokia 7.2
4. Xiaomi Mi A3
5. Найдите дополнительные плюсы/минусы - добавьте критерий, поспрашивайте, посмотрите на форумах, пока не останется только один вариант.
Например:
- есть NFC (- Xiaomi Mi A3);
- экран AMOLED (- Huawei P30 lite, - Nokia 7.2).
Остаётся Samsung A50.
Если остаётся 2-3 выбора и для вас имеет смысл купить несколько вариантов, например: платья, книги, футболки, гаечные ключи - покупаете несколько.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 3491
Убедителем называется то, каким способом достигается срабатывание критерия.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2216
Репрезентация - текущее внутреннее стабильное представление опыта. Проекция - временное представление опыта «под задачу», изоморфная метафора. У каждого из способов есть свои плюсы и минусы.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2688
На мой взгляд картирование ментального пространства для категорий разных фреймов может быть новым (относительно) направлением развития НЛП, позволяющим довольно просто и эффективно разбираться с наборами представлений человека и дающим новые инструменты для оптимизации и изменения этих представлений.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2058
Свой личный смысл жизни довольно просто определить, если ответить на правильные вопросы.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 5256
Что такое для вас «ценности»? Это вопрос не про общее определение, а про ваше конкретное сенсорное представление. Например. Возьмём «спокойствие» (радость, счастье, гармонию, уверенность). Чем отличается спокойствие-переживание от спокойствия-ценности (естественно, если для вас существует ценность «спокойствие»)?
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2181
Есть цели, которые мы достигаем эффективно. А есть такие цели, которые, ну ... не очень достигаются - медленно, тяжело, с большим трудом и постоянными откладываниями. И даже есть те, которые вообще как-то не особо достигаются.
Эта техника поможет «тяжёлые» цели превратить в «лёгкие».
Под «лёгкими» целями здесь будут пониматься цели, которые вы можете достигать относительно легко и быстро (относительно затрата сил нужных на достижение). А под «трудными» целями - те, которые достигаются тяжело, плохо (точно так же, относительно необходимых затрат на достижение), постоянно откладываются или вообще не достигаются. То есть это про ваше восприятие целей, а не про трудности их достижения.
1. Список «лёгких» и «тяжёлых» целей
Возьмите лист бумаги и разделите его чертой пополам. На одной стороне напишите список «лёгких» целей - тех, которых вы достигаете или достигли «легко». На другой - список «тяжёлых» целей - тех, достижение которых вы постоянно откладываете или сам процесс достижения идёт очень тяжело. По 3-5 штук в каждом столбце.
Например:
«лёгкие цели»: написание постов для соцсетей, организация встреч с друзьями, выучить испанский язык;
«тяжёлые цели»: регулярно заниматься спортом, организовать своё домашнее пространство, сменить работу.
2. Место в «ментальном пространстве»
Подумайте, где в вашем «ментальном пространстве» расположены образы «лёгких» целей, а где - «тяжёлых». Добавляйте цели по одной, а не группой.
«Лёгкие» цели, которые вы уже достигли, представляйте так, как они для вас выглядели на момент достижения.
Например:
«лёгкие цели»: на 1-2 часа, на уровне лица, на расстоянии 1-1,5 метра, большие, яркие.
«тяжёлые цели»: на 5-7 часов, на уровне живота, на расстоянии 3-5 метров, маленькие, серые.
Для определения направления можно использовать метод часов: перед вами 12 часов, справа - 3 часа, сзади - 6 часов, слева 9.
3. Переместите «тяжёлые» цели в область «лёгких»
По одной перемещайте «тяжёлые» цели в область «лёгких», при этом старайтесь находить для них наиболее подходящее место - здесь ориентируйтесь, в том числе, на собственные переживания.
При этом может получиться несколько вещей:
- цель вы начнёте воспринимать, как «лёгкую»;
- может измениться и содержание - тогда стоит осознать, что именно изменилось;
- цель встаёт рядом с «лёгкой» областью - но вы понимаете, что именно вам в ней нужно изменить или какую информацию ещё собрать;
- цель исчезает;
- цель не удерживается на новом месте и возвращается назад.
Если получились варианты 1, 2 или 3 - то всё хорошо, техника сработала. Если цель исчезла (4) - это может означать, что эта цель вам не нужна, по крайней мере, в таком виде. И это стоит обдумать. Если цель возвращается назад (5) - о ней, судя по всему, нужно подумать каким-то другим способом. Хороший вариант - можно использовать технику постановки целей «ОПОРа».
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2145
По определению нужно опознать термин НЛП.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1815
Простая методика для повседневной работы с собой. С её помощью можно самостоятельно разобраться с 70-80% повседневных проблем. При чём если проблема определяется сознательно, то цель и решение - бессознательно. Что помогает методику сделать достаточно простой, быстрой и экологичной.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 2026
Среди ценностей и антиценностей встречаются «заряженные» - их нарушение или подтверждение вызывает совершенно непропорциональную эмоциональную реакцию. Такие (анти)ценности довольно сильно влияют на нашу жизнь, хотя бы просто из-за того, что мы практически не способны контролировать свою реакцию на их подтверждение/нарушение и часто излишне на них сфокусированы. О том, как это можно проработать - в этом ролике.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 3628
Когда мы общаемся, нам важно не столько продемонстрировать эмоцию с правильным названием, сколько донести определённое сообщение. Разница в фокусе внимания: если мы думаем об эмоции, мы концентрируемся на правильной демонстрации эмоции, а когда думаем о сообщении - фокусируемся на смысле этого сообщения и как его донести до собеседника.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1802
Навязчивость полезна, когда вам нужно реализовать важную для вас цель: написать статью, выучить язык, завершить проект.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1175
Кусочек записи дистанционного занятия.
- Информация о материале
- Автор: Александр Любимов
- Просмотров: 1166
Кусочек записи дистанционного занятия.